Англия. Музыка королей и "сувениры" ХХ века
Г. Пёрселл, Г.Ф. Гендель, Э. Элгар, П. Дж. Мэнсфилд, У. Фолкес, Дж. О`Коннор-Морис
Судьба музыки Англии оказалась сложной и парадоксальной. С XV по XVII века её развитие было непрерывным. Этот процесс протекал интенсивно благодаря опоре на фольклор, а также формированию и сохранению своеобразных, самобытных жанров (антем, маска, semi-опера).
Произведения Г. Пёрселла ознаменовали расцвет национальной композиторской школы. Г.Ф. Гендель, работая в Англии, своими ораториями утвердил главенство хоровой традиции в спектре жанров английской музыки.
«Эпоха молчания» пришлась на «викторианскую эру» – период правления королевы Виктории (с 1837 по 1901 годы). Это время расцвета всех областей культуры Англии: её прозы и поэзии, драмы и театра, живописи и архитектуры, и время заметного упадка в сфере композиторского творчества.
Первым истинным композитором, которого дала Англия со времен Пёрселла, считают Э. Элгара. Его творчество тесно связано с английской провинциальной музыкальной культурой.
Органистка из Петрозаводска Кристина Ротаева исполнит английскую музыку XVII-XX веков, которую крайне редко можно услышать в программах органных вечеров.
В начале концерта прозвучат два сочинения, переложенные для органа: две части из Сюиты ре мажор «Музыка на воде» Генделя и Рондо из Музыки к драме «Абделазер, или Месть мавра» Г. Пёрселла. «Музыка на воде» была написана для короля Георга: во время её исполнения возле королевской барки плыла лодка с пятьюдесятью музыкантами, игравшими на разных инструментах. Пьесу «Абделазер, или Месть мавра» написала Афра Бен, первая профессиональная английская писательница. Г. Пёрселл сочинил к ней музыку – произведение в девяти частях. В дальнейшем Б. Бриттен использовал тему второй части – Рондо – в своём «Путеводителе по оркестру для юных слушателей».
Большая часть программы – оригинальная музыка для органа. Это антология английской органной музыки нескольких веков, собранная в одном концерте.
Программа концерта:
- Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Allegro-Adagio
Alla Hornpipe
из Сюиты ре мажор «Музыка на воде», HWV 349
(переложение для органа Мэтью Дрэйтона) - Генри Пёрселл (1659-1695)
Рондо из Музыки к драме «Абделазер, или Месть мавра», ZT 684
(переложение для органа Мэтью Дрэйтона) - Эдвард Элгар (1857-1934)
Фантазия № 26 из цикла «11 Фантазий для вечерней службы», op. 14:
Introduction. Adagio
I. Andante
II Allegro
III Andantino
IV Allergretto piacevolle
V Poco lento
VI Moderato
VII Allegretto pensoso
VIII Poco allegro
Coda. Adagio come prima - Перселл Джеймс Мэнсфилд (1889-1968)
«Фантастическая пасторальная», ор. 5
Колыбельная, ор. 90 - Уильям Фолкес (1863-1933)
Каприс, ор. 96
Карильон, ор.113 № 2 - Джеффри О`Коннор-Морис (1886-1964)
Кельтская мелодия - Эдвард д’Эври (1869-1950)
Концертная токката ре мажор - Алек Роули (1892-1958)
«Гимн почтения», ор. 8 - Хэрри Дуглас (1882-1954)
«Сувенир» - Перселл Джеймс Мэнсфилд
Карильон в стиле токкаты, ор. 99 - Альфред Холлинс (1865-1942)
Концертная токката си-бемоль мажор
Исполнительница:
Лауреат международных конкурсов
КРИСТИНА РОТАЕВА
(орган, Петрозаводск)