Кружево полифонии
КРУЖЕВО ПОЛИФОНИИ
В программе концерта петербургской органистки Лилии Печёнкиной – сочинения композиторов Германии и Франции нескольких веков.
Прозвучат произведения немецких композиторов эпохи барокко – Д. Букстехуде и И.С. Баха. В органном наследии Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции – Прелюдии (Токкаты, Преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. В отличие от упорядоченных Прелюдий, Токкаты – многосоставные композиции сквозного строения, в которых фуги не занимают центрального места, а помещаются в ряду разнообразных фактурных решений.
Шесть Трио-сонат И.С. Баха были написаны для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они предназначались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. На концерте прозвучит одна из Сонат – до минор. Прелюдия и фуга соль мажор, сочинённая в Веймаре в 1709 году – раннее сочинение композитора. В нём слышны юношеский задор и воодушевление.
Один из наиболее самобытных немецких композиторов грани XIX-XX веков М. Регер писал произведения для определённого типа инструмента – симфонического романтического органа. Композитор был знаком со многими выдающимися инструментами своего времени, что находило естественное отражение в его музыке. В программе концерта – его последнее крупное сочинение: Фантазия и фуга ре минор, op. 135 B.
Проработав 37 лет на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже, Л. Вьерн сочинил 6 Симфоний для органа. Его вдохновил новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В программу концерта включены Adagio и Final из Симфонии № 3. «Финал» одного из основателей французского романтического стиля С. Франка – яркое завершение музыкального вечера.
Программа концерта:
- Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Токката фа мажор, BuxWV 156 - Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Трио соната до минор, BWV 526:
Vivace-Largo-Allegro
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 550 - Макс Регер (1873-1916)
Фантазия и фуга ре минор, op. 135 B - Луи Вьерн (1870-1937)
Adagio и Final из Симфонии для органа № 3 фа-диез минор, op. 28 - Сезар Франк (1822-1890)
Финал, ор. 21
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
ЛИЛИЯ ПЕЧЁНКИНА
(орган, Санкт-Петербург)