Органный концерт «Бах, Фауст и метаморфозы Гласса»
Цикл концертов «Время органа»
Бах, Фауст и метаморфозы Гласса — за органом новосибирская гостья органных вечеров на Ковенском Ольга Колесникова. Погрузиться в космос Баха, насладиться музыкой его великих предшественников, заглянуть в фантасмагорический мир Сати и окунуться в метаморфозы Глассса — да, все это возможно в компании Короля инструментов.
Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения великого мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Еще один старший современник Баха – Георг Муффат – в своем творчестве объединил итальянские и французские традиции. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии сделал его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
В основе музыкального письма Пахельбеля и его современников лежали многочисленные секвенции, в процессе повторения приобретающие новые детали. В ХХ столетии этот принцип вернулся и стал именоваться минимализмом, в котором пишет и легендарный Филип Гласс. Всемирно признанному мастеру минимализма принадлежат культовые оперы «Сатьяграха», «Эйнштейн на пляже», множество популярных саундтреков к кино, в числе которых «Шоу Трумана», «Часы», «Иллюзионист», а также звуковое сопровождение к открытию Олимпийских игр! Ученик легендарных Нади Буланже и Рави Шанкара, он творил в максимально лаконичных и поражающих своими масштабами формах.
Французский эпизод концерта — музыка Луи Вьерна и Эрика Сати. Луи Вьерн – гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он, в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази джазовые созвучия. Изюминка концерта – исполненная на органе одна из Gnossienne Эрика Сати, цикла, написанного для фортепиано. Гносьены созданы в экзотических ладах без ключевых знаков, указания метра и тактовых черт. Название придумано самим Сати. Эксцентричный создатель «Трех пьес в форме груши», «Мечтающей рыбы» и «Бюрократической сонатины» высказывался столь колоритно и необычно, что навсегда вошел в историю искусств как одна из самых ярких и неординарных личностей.
Чешский композитор и органист Петр Эбен — один из крупнейших музыкантов ХХ века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы. В 2002 году композитор записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом. Сюита «Фауст» для органа соло — пожалуй, единственный в своем роде органный вариант воплощения Фауст-темы в музыке. В 1976 году по заказу Венского Бургтеатра композитором была написана музыка к постановке «Фауста» Гете, а через четыре года он создал на этом материале сюиту для органа.
Бах, Фауст и метаморфозы Гласса — концерт, на котором вы точно не заскучаете!
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия в тоне А (ля) BuxWV 158
Георг Муффат (1653–1704) Токката Прима
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа минор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль минор BWV 542.
Хоральная прелюдия O, Mensch, bewein Dein Sünde groß (О, человек, оплачь свой тяжкий грех) 622
Луи Вьерн (1870–1937) Симфония N1: III Пастораль-VI Финал
Эрик Сати (1866–1925) Gnossienne N3
Петр Эбен (1929–2007) Вальпургиева ночь из сюиты «Фауст»
Филипп Гласс (1937*) Метаморфоза
Исполнитель:
Ольга Колесникова, орган
Новосибирск
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.