Маятник начал движение...

Для участия в предварительной продаже билетов на фестиваль Маятник Фуко необходимо вступить в клуб, и ты получишь закрытый доступ для покупки билета со скидкой 20% от официальной цены.

Вступить в клуб
Оставьте свой email и мы проинформируем вас о старте продаж билетов на фестиваль Innocence.

 Санкт-Петербург
+7 (812) 456 08 08
12+
В календарь
14
Апреля
20:00 Вс

A&C String Quartet «Освальдо Голихов. Сны и молитвы Исаака Слепого»

Лекция и концерт из произведений Освальдо Голихова

Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 49А. На карте
Входной
350 е

Мероприятие завершено

Программа «Новая музыка на Новой сцене» и проект «Эшколот» представляют 14 апреля 2019 года в серии лекций-концертов, посвященных важнейшим современным композиторам, лекцию и концерт из произведений Освальдо Голихова «Сны и молитвы Исаака Слепого». 

19:00 
Лекция профессора Авишая Бар-Ашера: «Язык, молитва и творение: Исаак Слепой и рождение каббалы». Рабби Исаак Слепой (XII-XIII вв.) — мистик и эзотерик, принадлежал к династии законоучителей Прованса и был одним из первых каббалистов. Его учение было записано после нескольких поколений передачи из уст в уста. Это уникальное сочетание новаторской каббалистической теологии и мистики языка.   

Вход бесплатный, по регистрации.

20:00 
Концерт из произведений Освальдо Голихова (1960) 
В программе: 
The Dreams and Prayers of Isaac the Blind, для кларнета и струнного квартета (1994) 
Yiddishbbuk, для струнного квартета (1992) 

A&C String quartet: 
Глеб Хохлов 
Полина Бабинкова 
Эмиль Саларидзе 
Юлия Мигунова 
При участии Игната Красикова, кларнет 

The Dreams and Payers of Isaac the Blind 

Восемь столетий назад рабби Исаак Слепой, великий каббалист из Прованса, надиктовал рукопись, в которой утверждается, что всё существующее и происходящее в мире — это результат комбинирования букв еврейского алфавита: «Корень их — имя, ибо буквы подобны ветвям, появляющимся в виде мерцающего пламени, подвижного, но в то же время неотрывного от угля». Его убеждение актуально и сегодня: разве мы не знаем современных ученых, полагающих, что ключ к нашей жизни и судьбе сокрыт в кодах другого рода? 

Исаак посвятил жизнь своему искусству с не меньшей страстью, чем клезмеры или музыканты струнного квартета. В поисках чего-то ощутимого, но в то же время трансцендентного, они все достигают экстатического состояния. Гершом Шолем, знаменитый исследователь еврейской мистики, писал, что «Исаак и его ученики не говорят об экстазе как единичном шаге за пределы человеческого сознания. Они говорят о двекут («прилеплении») как длящемся состоянии, подпитываемом и возобновляемом через медитацию». Как иначе, чем через это состояние, можно объяснить странную жизнь Исаака, или десятилетия, в течение которых четыре души растворяют свою индивидуальность в едином высшем организме, называемом струнным квартетом? Как иначе можно объяснить неразрывную цепь поколений клезмеров, которые благословляя своей музыкой свадьбы, пытались обнаружить мелодию, которая превзошла бы саму себя, став воздухом, духом, дыханием? 

Части этого сочинения звучат для меня так, как будто они написаны на трех разных языках, которые евреи использовали на протяжении истории. Это отчасти объясняет эпический характер произведения. Прелюдию и первую часть я слышу на древневосточном арамейском; вторую часть — на богатом и хрупком идише — языке долгого изгнания; третью заключительную — на священном иврите. 

Прелюдия и первая часть разными способами разрабатывают две молитвы: квартет исполняет первую часть основной молитвы Грозных дней «Унтане Токеф», в то время как кларнет грезит о мотивах из «Авину Малкейну». Вторая часть основана на «The Old Klezmer Band» — традиционной танцевальной мелодии, окруженной контрастными отсветами собственного нимба. Третья часть была написана раньше остальных. Это инструментальная версия K’vakarat — сочинения, написанного несколько лет назад для Кронос-квартета и кантора Миши Александровича. Значение слова клезмер — «инструмент пения» — становится понятным, когда слышишь исполнение канторской мелодии Дэвидом Кракауэром. Эта часть и постлюдия приводят к завершению молитву, оставленную незавершенной в первой части: «Ты проводишь, определяешь и считаешь души всех живущих, ставишь предел всему живому и отмечаешь решение их судьбы. 

Однако, слепота не менее важна для этого произведения, чем сны и молитвы. Я всегда догадывался, что для достижения максимальной интенсивности исполнения, музыканты должны играть как бы «вслепую». Не случайно, легендарные барды у разных народов, начиная с Гомера, по преданию считаются слепыми. «Слепота» — это, вероятно,  тайна великих струнных квартетов —тех, которым не нужны глаза, чтобы вступать в контакт друг с другом, с музыкой и с публикой. Мой hommage всем им и Исааку из Прованса — это сочинение для слепых музыкантов, которое они могут играть наизусть. Слепота напомнила мне о том, как изначально сочинялась музыка: она была искусством, опиравшимся на нашу способность петь, слышать и строить замки звука в своей памяти.» Освальдо Голихов 

Yiddishbbuk 

«Разбитая песня, исполняемая на сломанных цимбалах». Так, по словам Кафки, начинается Yiddishbbuk — собрание апокрифических псалмов, которые он читал, когда жил на улице алхимиков в Праге. Единственные осколки этого собрания — разрозненные стихи в разных записных книжках и одна цитата в письме к Милене: «Никто не поет так чисто, как те, кто находятся в глубине ада. Их песню мы путаем с пением ангелов». Псалмы записаны еврейскими буквами с музыкальной нотацией, подобной той, которая используется в настоящих Псалмах, и единственное указание на их музыкальный характер звучит так: «В модусе Вавилонских ламентаций». Настоящие наброски для струнного квартета пытаются на основе едва заметных следов реконструировать ту музыку. 

Части пьесы носят инициалы людей, чьей памяти они посвящены. Первая часть хранит память о трех детях, заключенных нацистами в лагерь Терезиенштадт: Дорис Вейсерова (1932–1944), Франтишек Басс (1930–1944) и Томаш Каудерс (1934–1943). Их стихи и рисунки опубликованы в книге «…I never saw another butterfly…» (US Holocaust Museum). Вторая часть носит инициалы писателя Исаака Башевиса Зингера (1904–1991), а последняя — инициалы Леонарда Бернстайна (1918-1990). Освальдо Голихов 

***

Освальдо Голихов (Osvaldo Golijov) — американский композитор аргентинского происхождения. Родился в семье еврейских выходцев из Румынии и советской Украины, покинувших Европу в 1920-х годах. Учился в школе с обучением на идише, затем в консерватории города Ла-Плата у Херардо Гандини. В 1983 переехал в Израиль, где учился у Марка Копытмана в Иерусалимской академии музыки и танца. В 1986 году поселился в США, где изучал композицию в Пенсильванском университете у Дж. Крама. Музыка Голихова вбирает в себя как еврейские традиции (клезмерские и литургические), так и мотивы латиноамериканского танго. 

С начала 1990-х постоянно сотрудничает со струнным квартетом Сент-Лоуренса и Кронос-квартетом, аргентинским композитором и гитаристом Густаво Сантаолалья, американской певицей-сопрано Дон Апшоу и др. В 2006 году назван в США композитором года.

Популярное сейчас

QUEEN RHAPSODY. Симфонический концерт
22 Ноября
ДК им. Ленсовета
XXVII международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга»
01 Июня
Гербовый зал Зимнего дворца
Весна барокко: ансамбль флейт и орган. Вивальди, Бах, Маре, Гендель
19 Мая
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Органный гала: Бах и Франция. Бах, Де Гриньи, Куперен, Франк, Видор
25 Мая
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Органная сага Германии. Играет Аарт Бергверфф, Нидерланды
26 Мая
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Русские Музыкальные Сезоны
20, 22, 25, 27 Мая, 01, 03, 05, 08, 10, 12, 15, 17, 19, 22, 24, 26, 29 Июня, 01, 03, 06, 08, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 24, 27, 29, 31 Июля, 03, 05, 07, 10, 12, 14, 19, 21, 24, 26, 28, 31 Августа, 02, 04 Сентября
Дворец Князя Владимира
Мир органа: Бах, Лист, Хаким
24 Мая
Собор Успения Пресвятой Девы Марии
Органный концерт «Путешествие по радуге: барокко и романтизм»
25 Мая
Собор Успения Пресвятой Девы Марии
Органный концерт «Памяти мастера»
31 Мая
Собор Успения Пресвятой Девы Марии
Peter Bence
10 Октября
M-1 АРЕНА
Концерт «Арфа-гала»
06 Июня
Санктъ-Петербургъ Опера
Гала-концерт «Дворцовая феерия»
08 Июня
Санктъ-Петербургъ Опера
Beth Hart
23 Июня
БКЗ «Октябрьский»
Сергей Жилин
19 Октября
БКЗ «Октябрьский»
Ванесса Мэй
22 Октября
БКЗ «Октябрьский»
Sarah Brightman
30 Октября
БКЗ «Октябрьский»
Олег Погудин
19 Июня, 31 Декабря
БКЗ «Октябрьский»
Орган и хор. Космогония Баха и звездное небо Урмаса Сисаска
01 Июня
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
В унисон со Вселенной: органная музыка Германии и России
02 Июня
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Органный гала-концерт. Бах, Моцарт, Сен-Санс
07 Июня
Собор Успения Пресвятой Девы Марии
Органный концерт «Симфония вселенной»: Бах и Вьерн
08 Июня
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ave Maria – голос и орган. Бах, Гендель, Гуно, Франк
08 Июня
Собор Успения Пресвятой Девы Марии
Музыкальные изыски: голос и орган. Бах, Франк, Рахманинов
09 Июня
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской