Органный концерт «Немецкие мотивы: Бах, Брамс, Шуман». Играет Маттиас Шнайдер (Гамбург)
Неделя Германии в Санкт-Петербурге При поддержке Генерального консульства Германии
Немецкие мотивы – сольный концерт известного немецкого органиста Маттиаса Шнайдера. Мост, перекинутый из Барокко в Романтизм. Бах в обрамлении своих последователей-романтиков – Мендельсона, Шумана и Брамса. Сам Бах представлен одной из своих самых известных пьес, написанной во французском стиле. Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue) создана в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи (1672-1703). Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции. Все три части в равной степени могут быть истолкованы как свободные фантазии: одна из копий этого гениального опуса дошла до наших дней именно с таким заголовком.
Органное творчество Мендельсона погрузит вас в неповторимую энергетику романтической органной сонаты. Цикл из Шести сонат — самый известный опус Мендельсона для Короля инструментов. Как и у Баха, их шесть. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Знаете ли вы, что Мендельсон, как и Бах служил органистом в знаменитой Томаскирхе? Хоральные прелюдии Брамса объединили самые разнообразные тенденции немецкой композиторской школы. Брамс возродил жанр, напрочь забытый в эпоху романтизма. Стал первым, кто после Баха создал абсолютно самобытный цикл хоральных обработок для органа. Многие композиторы в своих сочинениях использовали буквы фамилии BACH. Четыре буквы соответствуют четырем звукам. Сам БАХ очень любил зашифровывать собственное имя в своих сочинениях. Первым композитором, который использовал это сочетание, стал Роберт Шуман, создавший цикл фуг на тему B-A-C-H. Насладитесь немецкими мотивами разных эпох в творчестве гениальных композиторов.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор (Pièce d’Orgue) BWV 572
- Sei gegrüßet, Jesu gütig. Choral partita BWV 768
- Роберт Шуман (1810–1856) Две фуги на тему B-A-C-H: Nr. 3, Nr. 4
- Иоганнес Брамс (1833–1897) Хоральная прелюдия O Welt, ich muss dich lassen ор.122
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната N 1фа минор ор. 65/1
- Allegro moderato e serioso– Adagio– Andante Recitativo– Allegro assai vivace
Маттиас Шнайдер, орган
Гамбург, Германия
Продолжительность концерта — 70 минут без антракта.