Праздничный Пасхальный концерт «Весенние фрески: голос&орган»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
В первый день католической Пасхи голос и орган сольются в чистой весенней радости. Бах и Эберлин, Регер и Григ объединятся в концерте Регины Каменщиковой, одной из самых известных и ярких органисток, прославившейся своей игрой еще во времена СССР, и талантливейшей московской певицы Юлии Корпачевой. Музыканты исполнят чудесную Арию из Нотной тетради Анны Магдалены Бах, неподражаемый шедевр Баха-Гуно Ave Maria и удивительные по своей глубине и лиризму романсы Грига.
Германия, страна, где Король инструментов достиг своего наивысшего расцвета, будет раскрыта во всей полноте: от вершины барокко до пика романтизма и погружения в неоклассику. Творчество Баха представлено ярчайшей и наряднейшей пьесой, написанной во французском стиле. Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue) создана в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции. Все три части в равной степени могут быть истолкованы как свободные фантазии: одна из копий этого гениального опуса дошла до наших дней именно с таким заголовком. Вторая, не менее важная ипостась творчества немецкого гения – хоральные обработки, объединенные Бахом в «Органную книжечку», где каждая хоральная прелюдия соответствует конкретному дню и празднику церковного календаря. Выбранные для концерта хоралы повествуют о великой радости Воскресенья.
В отличие от Баха, Иоганн Эрнст Эберлин, которого крайне высоко оценивал Леопольд Моцарт, мало известен в России. При жизни Эберлина были напечатаны только его Девять токкат и фуг для органа. Одна из этих фуг (ми минор) долгое время приписывалась Баху.
Своим феерическим возрождением орган, практически забытый в эпоху романтизма, обязан Максу Регеру, в наследии которого насчитывается более 200 органных сочинений. Именно Регер в XIX веке вновь привлек интерес к органу, инструменту, который после Баха практически не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. В концерте прозвучит одна из самых тонких и лирических его пьес – Benedictus. Неожиданный поворот в драматургии концерта – Фреска чешского композитора Клемента Славицкого, редко звучащего в России.
Весенние фрески – светлая пасхальная радость в самом начале непредсказуемого петербургского апреля.
Программа:
- Иоганн Эрнст Эберлин (1702-1762) Токката и фуга соль минор
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Хоральная прелюдия O, Lamm Gottes, unschuldig BWV656
- Ария Bist du bei mir BWV508 (из нотной тетради Анны Магдалены Бах)
- Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Komm Gott, Schopfer, Heiliger Geist BWV667
- Фантазия соль мажор BWV572 (Pièce d'Orgue)
- Макс Регер (1873-1916) Benedictus ор.59
- Эдвард Григ (1834-1907) Люблю тебя
- Весна
- Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818 - 1893) Ave Maria
- Клемент Славицкий (1910 – 1999) Фреска
Исполнители:
Юлия Корпачева, сопрано
Москва
Регина Каменщикова, орган
Санкт-Петербург
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.