Орган как инструмент-оркестр
И.С. Бах, Ф. Лист, Л. Вьерн
В программе концерта петербургской органистки Лилии Кузнецовой – сочинения И.С. Баха, Ф. Листа и Л. Вьерна.
Две пьесы в начале программы связаны смысловой «аркой». Известный цикл Баха – Токката, Адажио и фуга до мажор – яркий пример разнообразного и тонкого полифонического письма мастера. Лист написал Прелюдию и фугу на тему имени ВАСН (Бах), как музыкальное приношение великому композитору.
К концу XIX века, благодаря французскому органостроителю А.Кавайе-Коллю, диспозиция (набор регистров-тембров) органа разрастается, приводя звучание инструмента в соответствие с динамическими возможностями симфонического оркестра.
Лист и Вьерн обратились к органу для воплощения своих музыкальных идей, и он обрёл новое дыхание как концертный инструмент. Кроме колористического разнообразия, большое значение стало придаваться виртуозному моменту в исполнительстве. Лист применял в органных сочинениях характерные для его фортепианного стиля технические приёмы – арпеджио, цепочки трелей, в том числе, педальных, пассажи, гроздья многотерцовых аккордов. Однако это не было простым перенесением приёмов фортепианной игры на другой инструмент. Композитор со знанием специфики органа сформировал новый тип композиции.
В программе концерта – четыре части из Симфонии № 1 Вьерна, написанной в 1900 году. Это первый опыт «симфонического» письма для органа, в котором он ищёт формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики письма своих учителей – С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. Прелюдия, Пастораль и Скерцо – контрастны образно, а завершит концерт грандиозный Финал.
Программа концерта:
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564 - Ференц Лист (1811-1886)
Прелюдия и фуга на тему ВАСН, S.260 - Луи Вьерн (1870-1937)
Четыре части из Органной симфонии № 1, op.14:
-Prelude
-Pastorale
-Allegro vivace
-Final
Исполнитель:
ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА
(орган, Санкт-Петербург)