Органный концерт «БОЖЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ОРГАНА»
Д. Букстехуде, И. Пахельбель, Г. Пёрселл, Г. Бём, П. Дюмаж, А. Вивальди, И.С. Бах
Лауреат международных конкурсов
ОЛЬГА КОТЛЯРОВА
(Санкт-Петербург)
В программе известной петербургской органистки Ольги Котляровой - сочинения самых известных композиторов Франции, Англии, Германии и Италии эпохи барокко.
Концерт откроет Сюита Первого тона французского органиста и композитора позднего барокко Пьера Дюмажа. Его учителем был знаменитый Луи Маршан. Изысканная музыка Дюмажа, созданная в лучших традициях того времени, отличается очень высоким качеством.
Хоральные органные обработки И.С. Баха - это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов - возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. Знаменитый исследователь его жизни и творчества А. Швейцер назвал цикл из 46 хоралов «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр - совершенный с точки зрения техники и стиля образец барочной органной музыки. Прозвучат три сочинения из этого цикла Баха.
В органном наследии Д. Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции - Прелюдии (Токкаты, Преамбулы). По музыкальному строению и языку они схожи с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. В программе Токката ре минор Букстехуде.
Современник Баха Г. Бём, творчество которого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классиком жанра хоральных вариаций, предназначенного для домашнего музицирования. В своём творчестве мастер следовал северонемецким традициям. В программе концерта хоральная прелюдия «Отче наш на небесах» Бёма. В этой пьесе равномерный аккомпанемент предельно строг, с оттенком шествия, а cantus firmus (заданная мелодия в одном из голосов полифонической композиции, на основе которой конструируется многоголосное целое) расцвечен изысканной фигурацией во «французском стиле».
И. Пахельбель - немецкий композитор и органист, вклад которого в развитие протестантской церковной музыки очень значителен. Его органные сочинения (более 200) приобрели известность ещё при жизни композитора. В них прослеживается влияние итальянских и южнонемецких авторов. Им написаны шесть Чакон, демонстрирующих искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения - рельефностью графики. Будет исполнена самая известная Чакона - ре минор.
Знаменитый цикл концертов для скрипки с оркестром «Времена года» был создан А. Вивальди в 1723 году и опубликован два года спустя. Он представляет собой ранний образец программной симфонической музыки, поскольку к каждому из четырёх концертов автор предпослал сонет. Композитор создал цикл, в котором музыка удивительно следует за литературным словом, ярко воплощая образный ряд. «Осенью» происходит весёлый праздник урожая, потом наступает тихая и таинственная ночь, а за ней - энергичная охота со звучанием охотничьих рогов и лаем собак.
Г. Пёрселл - английский композитор, крупнейший представитель раннего английского барокко. Он писал практически во всех жанрах/формах современной ему музыки. Пёрселл - автор знаменитой оперы «Дидона и Эней», нескольких семи-опер (жанр, в котором разговорные диалоги сочетаются с музыкой и танцем), приветственных и траурных од, светских и духовных песен и др. Творчество Г. Пёрселла ознаменовало расцвет английской композиторской школы. Прозвучит Граунд до минор и Рондо из Музыки к драме «Абделазар, или Месть мавра», переложенное для органа. Эту драму написала Афра Бен, первая профессиональная английская писательница. Г. Пёрселл сочинил к ней музыку - цикл из девяти частей. В дальнейшем Б. Бриттен использовал тему Рондо (второй части цикла) в своём «Путеводителе по оркестру для юных слушателей».
Программа концерта:
- Пьер Дюмаж (1674-1751)
- Сюита Первого тона:
- Plein Jeu
- Fugue
- Trio
- Tierce en taille
- Basse de Trompette
- Récit
- Duo
- Grand Jeu
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
- Три хоральные обработки из цикла «Органная книжечка»:
- «Wenn wir in höchsten Nöthen sein» («Когда мы в глубочайшей нужде»), BWV 641
- «Ach wie nichtig, ach wie fluchtig» («Ах, как мимолетна, как ничтожна..»), BWV 644
- «Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» («Взываю к тебе, Господь Иисус Христос»), BWV 639
- Дитрих Букстехуде (1637-1707)
- Токката ре минор, BuxWV 155
- Георг Бём (1661-1733)
- Хоральная прелюдия «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш на небесах»)
- Иоганн Пахельбель (1653-1706)
- Чакона ре минор, Р 41
- Антонио Вивальди (1678-1741)
- Концерт № 3 фа мажор «Осень», RV 293:
- I Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.
- II Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.
- III Allegro, la Caccia. Охота.
- Генри Пёрселл (1659-1695)
- Граунд до минор, Z 222
- Рондо из Сюиты «Абделазар», Z 570