Органный концерт «Времена года с Вивальди и Чайковским»
Цикл концертов «Время органа»
Времена года — перемещаемся в разные сезоны и географические широты вместе с Вивальди и Чайковским.
Цикл из четырёх скрипичных концертов гениального солнечного итальянца Антонио Вивальди — наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии. Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека.
«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, — музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж.
Мекка всех органистов, Иоганн Себастьян Бах представлен знаменитой Токкатой и фугой ре минор, входящей в «топ 10» мирового органного репертуара. Французские гости вечера — гении симфонического органа Сезар Франк и Луи Вьерн. Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Цикл из Трех хоралов для большого органа по сей день вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Не связанные с каноническими церковными песнопениями, хоралы представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей по форме и замыслу. В музыкальной ткани шедевров удивительным образом переплелись барочная и романтическая традиции, проникновенный мелодизм и строгость полифонии.
Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.
В палитру концерта органично вписаны два …Ave. Ave verum — удивительный по своему мелодизму мотет Моцарта и Ave Maria, созданная властелином танго Астором Пьяццоллой. В оригинале музыка создана для солирующего гобоя с оркестром для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria на стихи Роберто Бертоцци.
Времена года с Вивальди и Чайковским — музыкальное ЛЕТО ждет!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
Антонио Вивальди (1678- 1741) Лето. Концерт №2 из цикла «Времена года» в 3-х частях ор. 8 6 Allegro non molto – Adagio – Presto (переложение для скрипки и органа)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Ave verum corpus (транскрипция для органа соло Ференца Листа)
Сезар Франк (1822–1890) Хорал №3 для органа ля-минор FWV 40
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) Апрель – Май – Июнь из цикла «Времена года» (переложение для скрипки и органа)
Луи Вьерн (1870–1937) Финал из органной симфонии №3 фа-диез минор ор. 28
Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria (переложение для скрипки и органа)
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Вера Демченко, скрипка
Алла Морозова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.