Многоликий орган при свечах: от Баха до Свиридова
Многоликий орган при свечах: от Баха до Свиридова. Феерия стилей, жанров и эпох. Харизматичная Елена Малева приглашает совершить музыкальный вояж через века.
Вечер начнется знаменитым вступлением из симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», который использован в «Космической Одиссее» Стэнли Кубрика. Именно полутораминутный «Восход солнца» из масштабного звукового полотна стал самым узнаваемым и популярным. Его использовал Элвис Пресли перед началом своих концертов, а гениальный Кубрик превратил этот мотив Штрауса в настоящий гимн Космоса.
Марш для турецкой церемонии из комедии-балета «Мещанин во дворянстве» на сюжет Мольера, принадлежит великолепному Жану Батисту Люлли. Основоположник французского музыкального театра сделал блистательную карьеру при дворе «Короля-солнце». В течение многих лет тандем «двух Батистов» с большим успехом развлекал жадного до развлечений монарха, пока… два придворных гения не поссорились.
Иоганн Себастьян Бах представлен сочинениями, входящими в «топ-10». Это органные переложения легендарных номеров из его струнных сюит — медиативная Ария и стремительная виртуозная Шутка. Прелюдия и фуга ля минор не зря названа «Великой» — цикл поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии.
Музыкальный мост между Бахом и Мендельсоном, барокко и романтизмом еще раз подчеркнет преемственность традиций. Мендельсон заново открыл миру имя Баха, был непревзойденным органным виртуозом, служил в легендарной Томаскирхе и в своих опусах для короля инструментов неизменно опирался на баховское наследие. Из многочисленных органных импровизаций Мендельсона и отдельных пьес родился цикл из Шести сонат — центр органного творчества композитора, наполненный стилевой эклектичностью. Прозвучит Вторая органная соната.
Еще один сюрприз вечера — монах-перфекционист. Францисканец Падре Давиде да Бергамо был одной из самых заметных фигур органной музыки начала XIX века. Он был настолько требователен к написанному, что многие сочинения уничтожал после нескольких исполнений. Но несмотря на это, их осталось почти 2500!
Яркий эпизод музыкального вояжа — популярные номера из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт». Гениальная музыка, написанная Эдвардом Григом к драме Генрика Ибсена, уже давно стала самостоятельным сочинением, звучащим на мировых концертных сценах. Сочетание фольклорных норвежских мотивов с классической традицией породило истинный шедевр — две оркестровые сюиты, составленные из разнохарактерных программных пьес!
В финале концерта будет много снега от Георгия Свиридова и Микаэла Таривердиева. Вечер завершится роскошным вальсом из «Маскарада» Арама Хачатуряна.
Многоликий орган при свечах — не пропустите большое органное приключение в мерцающем океане свечей.
Петербург – это не только Невский проспект, Дворцовая площадь и Летний сад. Белоснежный шпиль римско-католического храма Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы, возведенный по проекту выдающегося зодчего Николая Бенуа, устремляется в небеса в потаенном уголке города, где нет шумных толп туристов. Именно здесь в ноябре 2025 года открыта новая точка органного притяжения. Лучшие органисты наших дней поразят вас разнообразием программ в серии концертов «Незнакомый Петербург: орган в церкви Бенуа».
Но это еще не все! Перед каждым концертом настоятель храма лично проведет для вас экскурсию, на которой вы узнаете интереснейшие факты из истории храма и посетите семейное захоронение великой творческий династии Бенуа, расположенное в церковной крипте.
Архитектурный шедевр Николая Бенуа находится на территории бывшего католического кладбища на Выборгской стороне. На нем нашли последнее пристанище многие известные петербуржцы-католики. Здание было спроектировано и воплощено зодчим в неороманском стиле в период 1856–1859 годов. В 1877–1879 годах по желанию прихода Бенуа дополнил архитектурный ансамбль колокольней. Сам зодчий был этим фактом крайне недоволен, так как его замысел утратил изначальную гармонию и целостность. В советское время кладбище было уничтожено, а церковь закрыта. В начале XXI века храм был возвращён верующим.
Внимание! В продаже билеты двух категорий — с экскурсией и без экскурсии. Экскурсия начинается за 30 минут до концерта.
Программа:
Рихард Штраус (1864–1949) «Восход солнца» из симфонической поэмы «Так говорил Заратустра
Жан Батист Люлли (1632–1687) Марш для турецкой церемонии из комедии-балета «Мещанин во дворянстве»
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Ария из Оркестровой сюиты ре мажор BWV 1068
Менуэт и Шутка из Оркестровой сюиты си минор BWV 1067
Феликс Мендельсон Бартольди (1809–1847) Соната № 2 до минор: Grave – Adagio – Allegro maestoso e vivace – Fugue: Allegro moderato
Георгий Свиридов (1915–1998) Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»
Падре Давиде да Бергамо (1791–1863) Сонатина фа мажор
Эдвард Григ (1843–1907) «Пер Гюнт», сюита № 1 op. 46: Утро – Смерть Озе – Танец Анитры – В пещере горного короля
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Снег над Ленинградом из к/ф «Ирония судьбы»
Арам Хачатурян (1903–1978) Вальс из балета «Маскарад»
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Елена Малева, орган
Электронный орган Johannus
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.