Органные галактики: Бах и музыка Франции
Цикл концертов «Время органа»
Неизменный центр притяжения всех музыкантов, композиторов и публики Иоганн Себастьян Бах — органная вселенная. На протяжении всей своей жизни, в самые разные исторические периоды творчества, Иоганн Себастьян неизменно писал для органа, который был его истинным любимцем. В концерте прозвучат сочинения, представляющие два среза творчества гения: камерная трио-соната ми минор и монументальная яркая фреска — Прелюдия и фуга ре мажор. Цикл из шести трехчастных трио-сонат — новый органный жанр, созданный Бахом. Хотя трио-соната давно фигурировала в барочной музыке, она никогда не звучала на одном инструменте, а только в ансамбле. Цикл был создан для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Необычайно сложные для исполнения опусы прочно вошли в мировой органный репертуар и являются наглядным индикатором профессионального уровня исполнителя.
Французскую линию повествования озвучат сочинения Франка и Вьерна. Новое рождение органа во Франции связано с именем гениального органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Коля. Он реконструировал духовые органы так, что они смогли заменить звучание большого симфонического оркестра. Сезар Франк – глава французской романтической школы, гениальный композитор, органист, импровизатор и педагог представлен первым хоралом из Цикла «Три хорала для большого органа», который по сей день вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Есть мнение, что три хорала символизируют Святую Троицу. Есть и версия, соответствующая жизни Иисуса: Рождество-Смерть-Воскресение. Созданные в конце жизни Три хорала стали символическим завещанием композитора. Не связанные с каноническими церковными песнопениями, они представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей по форме и замыслу. В хоралах «Орфея из Сент-Клотильд» удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции. Один из самых значимых и самобытных воспитанников Франка – Луи Вьерн. Последний великий органист-романтик, автор шести органных симфоний, представлен Романсом из Четвертой симфонии. Пьеса «Импровизация» композитора-романтика Мечислава Суржинньского, малоизвестного в России, позволит приоткрыть дверь в органную Польшу. Сюрприз концерта – знакомство с творчеством Асканио Майоне, который обучался музыке в неаполитанской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы у Джованни да Нолы. С 1593 до конца дней — первый органист в этой же церкви. С 1602 — второй, с 1614 до самой смерти — первый органист Королевской капеллы в Неаполе. Ждем вас в органных галактиках с Алие Абдурашитовой!
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
Асканио Майоне (1570–1628) Capricci Napoletani: Partite sopra il tenore antico o Romanesca Иоганн Себастьян Бах Трио-соната № 4 ми минор BWV 528: Adagio - Vivace -Andante -Un poco allegro FWV 40
Мечислав Сурьжинский (1866–1924) Импровизация
Луи Вьерн (1870–1937) Романс из Симфонии № 4 соль минор
Сезар Франк (1822-1890) Хорал № 1 ми мажор FWV 40
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Алие Абдурашитова, орган, Санкт-Петербург
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)