Органный концерт «Ave Maria и популярный орган»
Цикл концертов «Время органа»
Ave Maria и популярный орган — неповторимое сопрано Ольги Самойленко и безупречная органная техника Натальи Михайловой соединятся в потрясающем ансамбле. Прозвучат самые разнообразные музыкальные версии великой молитвы и топ 10 органного репертуара.
Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. История шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Аve Mariа написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера», изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева.
Еще один шедевр, приписываемый мастеру итальянского барокко Джулио Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. В оригинале Ave Maria Астора Пьяццоллы написана для солирующего гобоя с оркестром, и предназначена, как и бессмертный Oblivion, для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях, вышедшего в 1984. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци. Интересное продолжение темы Пречистой Девы представлено в сочинениях молодого петербургского композитора Эдуарда Кипрского.
Яркие краски концерта — легендарная ария сопрано из Magnificat Баха и входящий в топ 10 мотет Ave Verum Corpus, написанный Моцартом в последний год земного бытия.
Сольный орган представлен сочинениями Баха, Моцарта и Боэльмана. Токката и фуга ре минор получила название «дорийская» за необычное написание без знаков у ключа, что в данной тональности образует дорийский лад. Музыка для механического органа или часов – особый пласт в европейской истории музыки. Подобные механизмы, где звук записывался на специальных валиках, а музыка воспроизводилась без участия исполнителя, были весьма востребованы в аристократической среде XVIII столетия. Фантазия фа минор KV 594 создана Моцартом по заказу Йозефа Дейма фон Штритетца для мемориального зала фельдмаршала Гедеона Лаудона, австрийца, отличившегося в Семилетней войне. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 опусов, большая часть которых – для органа.
Ave Maria и популярный орган— лучший концерт недели!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката (Дорийская) BWV 538/1
Aus Liebe Will Mein Heiland BWV 244
Франц Шуберт(1797–1828) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах. Quia respexit humilitatem, ария сопрано из Magnificat
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Ave Verum Corpus
Фантазия фа минор (Adagio – Allegro) KV 594
Жан Батист Фор (1830–1914) Agnus Dei
O Salutaris
Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria
Владимир Вавилов (1925-1973) Ave Maria (приписывается Джулио Каччини)
Эдуард Кипрский (*1986) Pater Noster
Ave Maria
Ave Regina caelorum
Ave Maris stella
Леон Боэльман (1862–1897) Готическая сюита op.25: Молитва Деве Марии, Токката
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Ольга Самойленко, сопрано
Наталья Михайлова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.