Органный концерт «Бах и 300 лет спустя»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском.
Бах и 300 лет спустя. Германия и Франция — две самые органные страны. Это Букстехуде, Пахельбель, Маршан, Любек и, конечно же — Иоганн Себастьян Бах, повелитель органного Олимпа, представленный хоральной обработкой и популярной органной транскрипцией.
Гениальная музыка Вивальди актуальна и любима в наши дни. Творчество неугомонного рыжего аббата изучал и великий Бах, переложивший ряд его инструментальных концертов для органа с непередаваемым мастерством. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени. Стиль Букстехуде, повлиявший на формирование стиля Баха, отмечен невероятным богатством фантазии и идеально выстроенной полифонией. Друг семьи Бахов Иоганн Пахельбель — самый яркий, значимый и успешный представитель южнонемецкой органной школы, создавший великое множество светских и церковных опусов. Написанный к собственной свадьбе знаменитый ре мажорный Канон еще при жизни его создателя пользовался высочайшей популярностью, а в 1980 году после выхода фильма американского режиссёра «Обыкновенные люди», получившего 4 премии «Оскар» и 5 премий «Золотой глобус», популярность Канона, использованного в саундтреке, продолжает расти в геометрической прогрессии по сей день. К началу XVIII века представитель северонемецкой органной школы Винсент Любек был одним из самых востребованных музыкантов Германии, но несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений.
Французская линия концерта прочерчена от эпохи рококо до эклектики 20 столетия. Признанный клавирный виртуоз Луи Маршан, вошедший в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом, служил органистом соборов различных городов Франции. Его игра отличалась смелостью исполнительского замысла и высочайшим искусством импровизации. Известной всем красивейшей Паваной представлено творчество Габриеля Форе, музыканта XIX столетия и классика XX века, рыцаря ускользнувшей эпохи романтизма и символизма. Необычайная красота мелодий и изысканность гармоний «французского Шумана» делают его музыку узнаваемой с первых тактов. Блистательный Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Он снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов. Яркий акцент вечер — сочинение Эдвина Лемара, прожившего последнюю часть своей жизни в Соединенных Штатах, выдающегося исполнителя и одного из самых значимых композиторов поздней романтической англо-американской органной композиторской школы. Американская тема продолжена обращением к музыке выдающегося композитора Сэмюэла Барбера, знаменитое Адажио которого, входит в топ лучших музыкальных сочинений второго тысячелетия.
Бах и 300 лет спустя — лучшая органная музыка для вас!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Винсент Любек (ок. 1654–1740) Преамбула ми мажор
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ Buxwv 196 (Мой зов к Тебе, Иисус Христос)
Прелюдия BuxWV 149
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ре минор BWV 596
Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639 (Взываю к Тебе, Иисус Христос)
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Концерт для органа с оркестром фа мажор ор.4 № 5 HWV 293 в переложении для органа соло
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Канон ре мажор
Луи Маршан (1669–1732) Basse de trompette и Récit из Первой Органной книги
Мишель Корретт (1707–1795) Колокола
Габриель Форе (1845–1924) Павана ор.50 в переложении для органа
Эдвин Лемар (1865–1934) Андантино ре-бемоль мажор
Сэмюэл Барбер (1910–1981) Agnus Dei (Агнец Божий) ор. 11, переложение для органа
Луи Вьерн (1870–1937) Вестминстерские колокола из 24 фантастических пьес op.54
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Елена Антипина, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.