Органный концерт «Бах в мажоре»
Отличная возможность погрузиться в мир органной музыки Иоганна Себастьяна Баха
Виртуозная программа из сочинений величайшего гения Иоганна Себастьяна Баха, по замыслу известной петербургской органистки Юлии Глазковой, прозвучит исключительно в мажоре. Бах, творивший в масштабах космоса, писал для любимого инструмента во все периоды своего земного бытия. Опираясь на традиции выдающихся предшественников-органистов, он создал абсолютно новый стиль, раскрыв необъятные возможности Короля инструментов. Более всего на Баха повлиял Дитрих Букстехуде. Масштабность и драматизм его опусов стали предтечей органного стиля Баха. Именно через органное творчество Бах стал известен своим современникам, а в импровизациях ему просто не было равных. Вдохновение, мощь, воистину космическую полифонию, запредельную виртуозность и, в то же время, поразительную философскую лирику — все это Иоганн Себастьян доверил своему верному другу и спутнику, обращаясь к органу во всем великолепии своего вселенского мышления.
Органный мир Баха условно разделен на две части. Одна из них — большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами; другая — одночастные хоральные прелюдии. В концерте «Бах в мажоре» публике предоставлена возможность прикоснуться ко всем этим разнообразным жанрам. Трио-соната ми-бемоль мажор входит в сборник «Шесть трио-сонат», который Бах написал для своего старшего сына Вильгельма Фридемана, чтобы «сделать из него мастера игры на органе». Трио-сонаты считаются высшей ступенью исполнительского мастерства. Технически виртуозные, они являются своеобразным индикатором профессионализма органиста, ни в коей мере не уступая лучшим опусам Баха. Прелюдия и фуга до мажор BWV 547 и изысканная Пастораль относятся к Веймарскому периоду творчества, когда Бах достигает в исполнительском искусстве высочайшей ступени мастерства, а его дар композитора и импровизатора подходит к зрелости и расцвету.
Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541 опять же связана с органной судьбой старшего сына великого лейпцигского кантора. Сочинение было создано для прослушивания на вакантное место хранителя нового органа авторства известного органостроителя Иоганна Готфрида Зильбермана в дрезденской церкви Святой Софии. Идеальное для прослушивания, виртуозное, написанное в модной тогда итальянской манере, оно позволило Вильгельму Фридеману успешно пройти испытание в Дрездене, где он занимал пост органиста в течение двадцати лет. И, наконец, хоральные прелюдии — обработки церковных хоралов — сочинения небольших масштабов, подчеркивающие необозримое тембровое богатство органа, исполненные божественного мелодизма и насыщенные богатейшей полифонической фактурой. Бах в мажоре — путешествие на планету гения.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Прелюдия и фуга до мажор BWV 547
- Трио-соната ми бемоль мажор BWV 525 в трех частях
- Пастораль BWV 592
- Хоральная прелюдия Allein Gott in der Hoch sei Ehr BWV 662
- Хоральная прелюдия Allein Gott in der Hoch sei Ehr BWV 664 (Trio)
- Хоральная прелюдия Schmuecke dich o liebe Seele BWV 654
- Хоральная прелюдия Herr Jesu Christ, dich zu uns wend BWV 655
- Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541
Исполнитель: лауреат международных конкурсов Юлия Глазкова, орган, Санкт-Петербург
Продолжительность концерта: 60-70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+).