Органный концерт «Готическая сюита: Бах и соборы Франции»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Готическая сюита: Бах и соборы Франции. Петербургская органистка Светлана Фурник приглашает приобщиться к творчеству самого гениального органного композитора мира и заглянуть во французские соборы.
Вершина органного Олимпа – Бах. Его старший современник и друг Дитрих Букстехуде, крупнейший представитель северонемецкой органной школы, один из наиболее значимых композиторов добаховской эпохи, несомненно повлиявший на Баха. Знаменитая Пассакалия ре минор Букстехуде – уникальный опус, полный тайн и зашифрованных посланий. Органные транскрипции Иоганн Себастьян делал абсолютно гениально и с великим удовольствием. Например – обработка скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, прекрасного примера сочинительства этим правителем талантливейшей музыки. Фантазия и фуга соль минор написана Бахом для участия в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. В качестве темы фуги была предложена фламандская студенческая песня, на которую Бах создал грандиозную пьесу и продемонстрировал исключительное мастерство.
Готическая сюита Леона Боэльмана – одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа.
Франк – основоположник французской традиции эры симфонического органа, возродивший искусство органной импровизации. Цикл композитора из Трех хоралов для большого органа по сей день вызывает непроходящий интерес у исследователей органной культуры. Есть мнение, что три хорала символизируют Святую Троицу. Есть и версия, соответствующая жизни Иисуса: Рождество-Смерть-Воскресение. Созданные в конце жизни Три хорала стали символическим завещанием композитора. Новая эра органа началась во Франции с появлением симфонического органа, связанного с именем знаменитого французского органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Колля. Он реконструировал духовые органы так, что они смогли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Жанр органной симфонии родился именно во Франции, в нем преуспели такие выдающиеся композиторы, как Видор и Вьерн, Финал из Первой симфонии которого прозвучит в этот вечер.
Готическая сюита: Бах и соборы Франции – ждем вас 12 февраля.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор BWV592 (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского):
- Tempo giusto - Grave – Presto
- Дитрих Букстехуде (1637–1707) Пассакалия ре минор BuxWV161
- Иоганн Себастьян Бах Фантазия и фуга соль минорBWV542
- Леон Боэльман (1862–1897) Три части из «Готической сюиты»:
- Менуэт- Молитва- Токката
- Сезар Франк (1922–1890)
- Хорал № 2 си минор FWV38
- Луи Вьерн (1870–1937) Финал из Симфонии 1 op.14
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Светлана Фурник, орган
Санкт-Петербург
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию. Вход на мероприятие осуществляется строго по QR-коду и паспорту.
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.