Органный концерт «Сицилийское Рождество и Готическая сюита»
VII органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом».
С 25 декабря 2024 по 8 января 2025 года в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге звучат концерты VII органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов наших дней – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля проходят на пяти площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.
Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальное убранство храмов в атмосферных исторических локациях Северной столицы и пять самобытных органов — более чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!
Сицилийское Рождество и Готическая сюита. Фейерверк барокко, легендарные рождественские мелодии и тайны парижских соборов. Начало вечера — погружение в неповторимую атмосферу сицилийского Рождества с Пьетро Йоном. Американский органист и композитор итальянского происхождения широко известен как один из крупнейших американских авторов церковной музыки первой половины ХХ века. Его творческое наследие составляют 21 месса, множество мотетов, опусы для сольного органа и фортепиано, сочинения для хора и оркестра.
Творчество Иоганна Себастьяна Баха представлено популярной транскрипцией скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского и органной версией знаменитой Арии из Оркестровой сюиты. Фундаментально изучив творчество Антонио Вивальди, Бах сделал ряд гениальных органных транскрипций струнных концертов солнечного итальянца, которые прочно укоренились в репертуаре органистов и вызывают неизменное восхищение публики. Интересно, что публика нередко приписывает авторство этих шедевров именно Баху, а не Вивальди.
Пожалуй, самая популярная рождественская песня, звучащая во всем мире на многочисленных языках, — «Тихая ночь» немецкого органиста и композитора Франца Грубера на текст священника Йозефа Мора. 24 декабря 1818 года, в рождественский сочельник, Мор пришёл к Францу Груберу со своей поэмой и попросил на её основе написать музыку для двух голосов и гитары. Грубер сочинил гимн в тот же день, а премьера состоялась на торжественной рождественской мессе в исполнении самих авторов. Мор аккомпанировал на гитаре, а хор повторял последние две строчки каждого стиха. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум.
Готическая сюита Леона Боэльмана — одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской поздней романтической школы, большая часть которых — для органа. В Готической сюите оживают величественные соборы, с крыш которых обречены вечно взирать мрачные стражи — химеры и гаргульи.
Сицилийское Рождество и Готическая сюита — музыка для всех!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Пьетро Алессандро Йон (1886–1943) Рождество в Сицилии. Волынка
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор (обработка концерта герцога Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского) BWV 592a: Tempo giusto – Grave – Presto
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария из Оркестровой сюиты № 3 BWV 1068
Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ля минор BWV 593:
Tempo giusto – Adagio – Allegro
Пьетро Алессандро Йон (1886–1943) Пастораль «Младенец Иисус»
Франц Ксавьер Грубер (1787–1863) – Генри Эрнест Гейл (1881–1961) Stille Nacht (Тихая ночь)
Леон Боэльман (1862–1897) Готическая сюита op. 25:
Готический менуэт
Молитва Деве Марии
Токката
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Наталья Михайлова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.