Органный концерт «В ВОЗВЫШЕННОМ РЕГИСТРЕ»
Я.П. Свелинк, Д. Букстехуде, И.С. Бах, А. Пярт
Лауреат международных конкурсов
АЛЛА МОРОЗОВА
(Санкт-Петербург)
В программе петербургской органистки Аллы Морозовой - старинная музыка XVI-XVIII веков и несколько сочинений выдающегося эстонского композитора Арво Пярта.
Я.П. Свелинк - нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог. Он прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это «амстердамским Орфеем». Слава Свелинка-педагога простиралась по всей Северной Европе и особенно велика была в Германии. Среди его учеников - основатели северогерманской органной школы М. Преториус, С. Шейдт, Г. Шейдеман. Творчество Свелинка - переходное от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Новые барочные тенденции просматриваются в сочинениях, написанных для органа и клавесина. В инструментальной музыке Свелинк больше всего работал в жанрах фантазии, вариаций, писал ричеркары, паваны, хоральные обработки. Концерт откроет его Хроматическая фантазия ре минор (хроматизм - мелодический ход на полутон от диатонической к одноимённой хроматической ступени звукоряда).
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции - Прелюдии (Токкаты, Преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Программу продолжит одна из двух чакон Букстехуде - ми минор.
Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый из них был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги Баха преобладает мужественное начало. Энергичная токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимо с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра. Хоральные органные обработки Баха - это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов - возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. Будет исполнен хорал «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос» из «Органной книжечки», звучащий в кинофильме «Солярис».
Третья часть «Клавирных упражнений» была завершена в 1739 году в период творческого расцвета Баха. Написанная к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером, она содержит ряд обработок хоральных песнопений протестантского богослужения. Своей структурой она напоминает Катехизис Лютера, состоящий из двух частей: в Большом катехизисе излагались догматы веры, а Малый катехизис был обращён к детям и простому люду. Каждый хоральный напев баховского цикла, за исключением «Allein Gott in der Höh` sei Her`», представлен в двух версиях: пространный, где автор использует все ресурсы органа, включая педальную клавиатуру, и небольшой - мануальной. Благодаря особенностям структуры, третью часть «Клавирных упражнений» часто именуют «Органной мессой». Несомненно, Бах придавал особое значение этому циклу: он был первым, опубликованным при его жизни. Торжественная Прелюдия ми-бемоль мажор открывает третью часть «Клавирных упражнений». Также прозвучит хорал «Мы веруем в единого Бога», который несёт в себе мощнейший энергетический заряд.
Эстонский композитор А. Пярт сочиняет для органа в оригинальном стиле tintinnabuli. Пярт сравнивает технику tintinnabuli «с белым огоньком, в котором содержатся всевозможные цвета, чтобы различить которые, нужна призма». Под призмой композитор подразумевает душу слушателя. В программе - три произведения Пярта. В заключение концерта будет исполнено его сочинение Annum per annum, что в переводе значит «Из года в год». Оно написано к 900-летию кафедрального собора в Шпaйере (Германия), в том числе, «в качестве выражения преданности и благодарности св.Цецилии, покровительнице духовной музыки». Пять частей пьесы имеют названия, в которых зашифрованы части Мессы: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei.
Программа концерта:
- Ян Питерсон Свелинк (1562-1621)
- Хроматическая фантазия ре минор, SwWV 258
- Дитрих Букстехуде (1637-1707)
- Чакона ми минор, BuxWV 160
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
- Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538
- Хоральная обработка «Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» («Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос») из цикла «Органная книжечка», BWV 639
- Арво Пярт (род.1935)
- Trivium
- Иоганн Себастьян Бах
- Хоральная обработка «Wir glauben all’ an einen Gott» («Мы веруем в единого Бога»),
- BWV 680 из третьей части «Клавирных упражнений»
- Арво Пярт
- Pari intervallo
- Иоганн Себастьян Бах
- Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1
- Арво Пярт
- Annum per annum («Из года в год»)