Органный концерт «Встречаем Рождество!»
VI органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом»
С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут на ПЯТИ площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, в котором ярким гала-концертом стартует фестиваль, построен по проекту Леонтия Бенуа. Это настоящий французский уголок Петербурга. В храме установлен уникальный исторический орган Walcker, изготовленный в 1910 году одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.
Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей.
В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику.
В одном из атмосферных мест старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио, где по воскресеньям проходят интереснейшие концерты, а летом — атмосферный фестиваль open air.
Новая площадка фестиваля — Центр искусства и музыки на Невском 20. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с уникальным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.
Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях северной столицы и пять самобытных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!
Встречаем Рождество! Концерт – открытие VI органного фестиваля «Венок Рождества» погрузит вас в неповторимую атмосферу первого дня светлого праздника. Проникновенное звучание одной из лучших арий Иоганна Себастьяна Баха Schafe koennen sicher weiden (Овцы могут спать спокойно) из «Охотничьей кантаты» станет символической прелюдией к развернутому гала-концерту. Орган соло и хоровые сочинения, голос и флейта в ансамбле с Королем инструментов представят лучшие сочинения эпохи барокко и романтизма. Конечно, будет очень много БАХА – самого органного композитора нашей планеты.
Особая нота концерта – Ave Maria, искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Проникнутая великой радостью Gloria из одноименной кантаты солнечного венецианца Антонио Вивальди. Поражающий изысканным мелодизмом псалом Laudate Dominum из Воскресной вечерни Моцарта.
Panis Angelicus – самое известное сочинение выдающегося органиста и композитора, главы французской романтической органной школы Сезара Франка. Это предпоследняя строфа текста гимна Sacris Solemnis, написанного Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, композитор впоследствии включил в свою мессу – Messe à troi voix Opus 12.
Концерт завершится одним из самых популярных в западном мире рождественских песнопений «Тихая ночь». Оно принадлежит перу немецкого органиста и композитора Франца Грубера (1787–1863) и написано на текст священника Йозефа Мора. 24 декабря 1818 года, в Рождественский сочельник, Мор пришёл к Груберу со своей поэмой и попросил на её основе написать музыку для двух голосов и гитары. Грубер сочинил музыку для гимна в тот же день, а премьера «Тихой ночи» состоялась на торжественной рождественской мессе в исполнении самих авторов. Мор аккомпанировал на гитаре, а хор повторял последние две строчки каждого стиха. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум.
Встречаем Рождество – незабываемая атмосфера первого дня светлого праздника!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1650–1750) Ария Schafe koennen sicher weiden из Кантаты Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd (Охотничья кантата) BWV 208
Лейпцигские хоралы: Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659
Nun komm, der Heiden Heiland, in organo pleno` BWV 661
Сюита для флейты и органа до-минор BWV 1097
Ария баса Quia Fecit Magna из Magnificat BWV 243
Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria ор. 52
Иоганн Себастьян Бах Ария Quia respexit из Magnificat BWV 243
Антонио Кальдара (1670–1736) Come raggio di sol
Иоганн Себастьян Бах Сицилиана из Сонаты для флейты BWV 1031
Сезар Франк (1822–1890) Panis Angelicus (переложение для двух голосов Гирла)
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria op.145
Александр Львович Гурилев (1803–1858) «Гаданье», на слова А.А.
Антонио Вивальди Gloria из кантаты Gloria RV 589
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Laudate Dominum KV 339
Франц Ксавьер Грубер (1787–1863) Stille Nacht (Ночь тиха), текст Йозефа Мора
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Байирта Бадма-Халгаева (сопрано), Артур Бурниев (бас), Анна Агаркова (флейта), Арсений Басаев (флейта), Елизавета Кузнецова (орган)
Концертный хор Школы-студии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
Солисты: Нелли Кузнецова, Елизавета Ермоленко, Анна Мария Санчез, Дарья Светлова, Алёна Ткачёва, София Шеховцова, София Фёдорова, Василиса Фёдорова.
Художественный руководитель хора – Мария Романова.
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.