Рождественское барокко: голос& орган
Бах, Каччини, Джордани
III органный фестиваль «ВЕНОК РОЖДЕСТВА – в кругу друзей»
Лучшие арии золотого века барокко, легендарные Рождественские гимны и дивной красоты органные сочинения северонемецкой школы прозвучат в концерте «Рождественское барокко». Их исполнят молодые петербургские музыканты Алексей Попов и Мария Коронова. Орган соло представлен сочинениями Баха и его выдающихся предшественников – Бема и Муффата. Георг Муффат — интереснейшая фигура. Предки музыканта по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus musico organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью. Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты – сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации. Три баховские хоральные обработки, жанра, в котором мастер достиг абсолютного совершенства, также прозвучат в этот вечер. Настоящие вокальные бриллианты – арии Каччини и Джордани. Рождественский «стержень» концерта – легендарные гимны, мелодии которых знакомы каждому. Adeste fideles (Придите, верные) – католический рождественский гимн, известный со второй половины XVIII века. Старейшая рукопись гимна, датированная 1743 или 1744 годом, была обнаружена во Франции в бумагах английского католика в изгнании Джона Френсиса Вейда (1711-1786). Другое, не менее популярное в западном мире песнопение «Тихая ночь», принадлежит перу немецкого органиста и композитора Франца Грубера (1787-1863), оно написано на текст священника Йозефа Мора. 24 декабря 1818 года, в рождественский сочельник, Мор пришёл к Францу Груберу со своей поэмой и попросил на её основе написать музыку для двух голосов и гитары. Грубер сочинил музыку для гимна в тот же день, а премьера «Тихой ночи» состоялась на торжественной рождественской мессе в исполнении самих авторов. Мор аккомпанировал на гитаре, а хор повторял последние две строчки каждого стиха. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум. Рождественское барокко – феерия божественных мелодий и небесных гармоний
Программа:
Георг Муффат (1653-1704) Токката Ottava из сборника Apparatus musico organisticus
Томмазо Джордани (1733-1806) Caro mio ben
Джулио Каччини (1551-1618) Amarillis
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Хоральная прелюдия Wachet auf, ruft uns die Stimme BWV 645
Григорианский хорал Puer natus in Bethlehem, обработка для голоса и органа Алексея Попова
Франц Ксавьер Грубер (1787-1863) Рождественская песня Stille Nacht (Ночь тиха)
Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Wo soll ich fliehen hin / Auf meinen lieben Gott BWV 646
Джон Френсис Вейд (1711-1786) Adeste fideles
Адольф Шарль Адан (1803-1856) Minuit Chretiens
Иоганн Себастьян Бах Хоральная Прелюдия Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter auf Erden BWV 650
Владимир Вавилов (1925-1973) Ave Maria (приписывалась Джулио Каччини)
Георг Бём (1661-1733) Прелюдия и фуга до мажор
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Алексей Попов, баритон
Мария Коронова, орган
Санкт-Петербург
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и соблюдать социальную дистанцию.
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта;
Изменились правила посещения концертов, посетители младше 16 лет и старше 64 лет на концерты не допускаются.