Вечер русского романса «Я вижу образ твой»
Антология русского романса в исполнении Лизы Озёрной и Егора Колесова.
Русский романс XIX века… Это музыкально-поэтический мир, в котором отражены мимолетные состояния души, радость и любовь, мучительные терзания, размышления, бытовые сцены, созерцание природы и углубление в тайны внутреннего мира человека. Это выражение полноты жизни во всех её проявлениях, и в горе, и в радости, которые существуют в таком же нераздельном единстве, как слово и музыка в этих миниатюрах.
Невозможно почувствовать переживания людей той эпохи, но мы невольно осмысливаем эти мгновения заново через опыт нашей собственной жизни. В таких миниатюрах, сотканных дыханием человеческой речи, сохранены подлинные чувства людей того времени. Что чувствовал влюбленный человек в XIX веке? Как было позволительно это выразить? Как он справлялся с депрессией, с отчужденностью, покинутостью? «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» Все минуты душевных терзаний разрешаются в музыке, под властью гармонии обретая завершенность и полноту.
Поэт Арсений Тарковский писал: «Поэзия обладает элементами всех искусств». Действительно, она способна через избранные автором образы соединить в себе все сферы жизни. Поэзия и является отправной точкой для романса.
«Я вижу образ твой» – знаковый романс Александра Алябьева, в котором любовь приобретает характер божественный, где неопределенно, к кому обращен текст – к объекту любви, к его образу в душе, или вообще к космосу, к Богу? ... ко всему, ко всем его формам. И выбор немецкой поэзии не случаен – философия Гёте отражает именно такое мировоззрение, где жизнь – это борьба за стремление к образу и сотворение его подобия, отражения. Образ и рождает сочинение, внутренний мир для автора на первом месте.
Вы услышите мгновения жизненного пути человеческой души, выраженные в русских романсах: от самых первых – Алябьева, Варламова, Гурилева, до Чайковского и Рахманинова. Также прозвучит фортепианная музыка Глинки, Бородина, Балакирева, Рахманинова.
В программе:
Александр Гурилев (1803–1858) «И скучно, и грустно» (слова М. Лермонтова)
Александр Варламов (1801–1848) «Ты не пой, душа-девица» (слова В. Домонтовича)
Александр Алябьев (1787–1851) «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома, из Гёте)
Александр Бородин (1833–1887) «В монастыре» и «Серенада» из маленькой сюиты для фортепиано
Михаил Глинка (1804–1857) Ноктюрн «Разлука»
Свадебная песня «Дивный терем стоит» (слова Е. Ростопчиной)
Николай Доргомыжский (1813–1869) «Я все ещё его люблю!» (слова Ю. Жадовская)
«Не скажу никому» (слова А. Кольцова)
Песня Ольги из оперы «Русалка»
Милий Балакирев (1836–1910) Токката
Николай Римский-Корсаков (1844–1908) «На холмах Грузии» (слова А. Пушкина)
«Не пенится море, не плещет волна» (слова А. Толстого)
«О чем в тиши ночей» (слова А. Майкова)
Петр Чайковский (1840–1893) «Кукушка» (слова А. Плещеева)
Сергей Танеев (1856–1915) «Люди спят» (слова А. Фета)
Сергей Рахманинов (1873–1943) «Проходит всё» (слова Д. Ратгауза)
Два этюда-картины из op. 39
«Сирень» (слова Е. Бекетовой)
«Маргаритки» (слова И. Северянина)
«Здесь хорошо» (слова Г. Галиной)
Исполнители: Лиза Озёрная и Егор Колесов – уникальный дуэт музыкантов, имеющих различный творческий путь, но единое понимание смыслов, которые стоят за формой песни, романса. Интерес к поэзии, желание постичь глубинный смысл сочинений делают их исполнение философским и одухотворенным.
У Егора Колесова большой опыт игры органе, поэтому его исполнение богато ритмическими средствами выражения и управления музыкальным временем. На фортепиано эта свобода обретает новые краски.
Лиза Озёрная имеет опыт пения в разных жанрах, дирижирования церковным хором и глубокий интерес к песенному жанру, его композиции и структуре. Ее голосу присуща легкость и чистота, восходящая к образам духовной музыки.
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут.