Неизвестное барокко
Солисты ансамбля Contrapunctus
-
Христина ТОНКИХ (вокал)
-
Алексей ТОНКИХ (барочная гитара)
В программе барочные итальянские канцоны, французские куртуазные арии и русские канты XVII - XVIII веков
Что же мы знаем о музыке барокко? Помимо имен И.С. Баха, Г. Генделя и А. Вивальди, творчество которых характеризует скорее закат этого стиля, очень мало. Хотя эта эпоха длилась весь 17 век и первую половину 18 многие страницы ее до сих не открыты. Мы знаем дату начала, 1600 г. Именно в это время в Италии зарождается новый стиль - stile nuovo, который провозглашает первенство поэзии над музыкой. Здесь стоит отметить что хоть стиль и назывался новым, но понимание этого слова у людей той эпохи значительно отличалось от современного понимания. Если для нас "новый" означает невиданный, не встречающийся доселе, двигающийся вперед, то люди начала 17 века понимали новое как движение назад, к Золотому Веку, к античности, а прогресс был возрождением этой античности. И естественно, что в музыке старались подражать древнегреческим образцам, точнее тому что было известно об этих образцах. В своем сборнике "Новые музыки" один из основателей нового стиля флорентиец Джулио Каччини определяет музыку как речь и ритм, подкрепляя свои слова авторитетом древних философов и прежде всего Платона. И в этом композиторы нового стиля продолжают традицию эпохи Возрождения, подражать древним, но используют при этом другой музыкальный язык. На смену полифоническому письму stile antico приходит гомофонно - гармоническое письмо stile nuovo.