Органные сонаты и концерты: от Баха до Таривердиева
Цикл концертов «Время органа»
Жанры органной сонаты и концерта в программе известной петербургской органистки Ольги Котляровой охватывают три столетия. Цикл из шести трио-сонат Баха — принципиально новый органный жанр, созданный великим уроженцем Германии. Подобный тип сонаты достаточно долго использовался в камерной музыке эпохи барокко с двумя мелодическими голосами и басом или солистом и клавиром, но только у Баха все три сочинения предназначены для одного органа. Благодаря искусной регистровке, стало возможным использовать всё многообразие тембров Короля инструментов.
«В этих сложнейших трио-сонатах даже маленькая неровность может быть услышана с ужасающей ясностью…» — писал выдающийся исследователь творчества Баха Альберт Швейцер. Это подлинные шедевры, где в сравнительно небольшой хронометраж рукой гения вписана целая музыкальная история. Органные сонаты Мендельсона, продолжающего в своих сочинениях опираться на традиции баховской полифонии, – новая эра в развитии органной романтической сонаты. Как и у Баха, их тоже шесть. Количество частей варьируется от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии.
Церковные сонаты Моцарта — подлинные миниатюрные шедевры. 17 сонат, одна из которых прозвучит в концерте, — одночастные опусы для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников. Жанр барочного концерта для органа представлен знаменитой органной транскрипцией ля минорного концерта для струнных Вивальди, мастерски сделанной Бахом. Тема концертов в ХХ столетии продолжится в звучании Первого концерта для органа Таривердиева «Кассандра», премьера которого состоялась в 1985 в Западном Берлине.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Трио-соната Es-dur BWV 525:
Allegro moderato-Adagio-Allegro
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) Церковная соната Es-dur KV 67/41h:
Grave-Adagio-Allegro maestoso e vivace
Fuga. Allegro moderato
Микаэл Таривердиев (1931-1996) Концерт Кассандра op.91:
Intrada-Aria-Inventio-Finale
Антонио Вивальди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах
Концерт а-moll BWV 593:
Tempo giusto-Adagio senza Pedale a due Claviere-Allegro
Исполнитель
Лауреат международных конкурсов
Ольга Котлярова, орган
Санкт-Петербург
Продолжительность концерта — 70 минут без антракта.