Органный концерт «Ave Maria и гении барокко»
Цикл концертов «Органные истории Старого города»
Ave Maria и гении барокко — завораживающий ансамбль виолончели, которая своим удивительным тембром способна заменить человеческий голос, и всемогущего органа.
Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Ave Maria давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, постоянно продолжают присоединяться новые, написанные не только для голоса, но и для различных инструментальных составов. Татьяна Тутынина и Виталия Котова представляют роскошную программу, где наряду с самыми известными версиями молитвы, прозвучат ее варианты, созданные для органа соло.
Опус Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. Аve Mariа Шуберта написана на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», а не на канонический латинский текст. Аve Mariа, приписываемая Каччини, — мастерская мистификация петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. Интересна история Ave Maria Астора Пьяццоллы. В оригинале музыка была написана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV». Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы, стал известен ее вокальный вариант — Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци, который по завещанию композитора исполнила итальянская певица Мильва.
Сольный орган представлен золотом барокко. Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Тщательно изучив творчество Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян создал ряд восхитительных органных транскрипций струнных концертов солнечного венецианца, вошедших в золотой фонд Короля инструментов.
Ave Maria — на языке музыки о вечном.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт для органа N 5 ре минор (по Антонио Вивальди) BWV 596:
1. Allegro – Grave – Fuga
2. Largo e spicatto
Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818-1893) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах Ария из оркестровой сюиты N 3 ре мажор BWV 1068
Кис Шоненбек (*1947) Ave Maria для органа
Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах Ариозо соль мажор
Алессандро Марчелло (1673–1747) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Адажио из концерта для гобоя с оркестром
Астор Пьяццолла(1921–1992) Ave Maria
Oblivion (Забвение)
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах Соната для виолы да гамба и клавира ре мажор № 2 BWV 1028 (Adagio – Allegro – Andante – Allegro)
Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
Исполнители:
Татьяна Тутынина, виолончель
Виталия Котова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.