Органный концерт «Ave Maria и органные шедевры»
Цикл концертов «Время органа».
Ave Maria и органные шедевры — программа, охватывающая необозримый спектр европейской музыки. Музыканты Наталья Часовитина и Алла Морозова обращаются к теме великой молитвы, которая воплотилась в сочинениях композиторов разных стран и эпох. Наряду с такими хитами, как Ave Maria Шуберта и Баха-Гуно, прозвучат менее известные публике версии Франка и Луцци, Керубини и Сен-Санса, который ко всем прочим талантам был еще и превосходным органистом.
В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор — самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на эту пьесу. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Ave Maria Шуберта написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера», изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен композитор положил на музыку семь. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. И, конечно, прозвучит Ave Maria, долгое время приписываемая Каччини, — одна из самых крупных музыкальных мистификаций 20 века, созданная ленинградским лютнистом и композитором Владимиром Вавиловым.
Сольный орган представлен сочинениями Баха и Франка. Несмотря на всю глубину и философичность баховских опусов, круг почитателей его творчества не ограничивается избранным сообществом музыкальной элиты, они находят отклик практически у самой широкой публики. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Глава французской органной романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни. Оставив свыше ста тридцати пьес для органа, он объединил в них черты стиля барокко с музыкальным языком своего времени. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Ave Maria и органные шедевры — неповторимое звучание мая!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
Луиджи Луцци (1824–1876) Ave Maria
Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Луиджи Керубини (1760–1842) Ave Maria
Сезар Франк (1822–1890) Ave Maria
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria ля мажор
Ave Maria си-бемоль мажор (посвящается мадам Барбье)
Сезар Франк Хорал для органа №3 ля минор FWV 4
Panis Angelicus
Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Наталья Часовитина, сопрано
Алла Морозова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.