Органный концерт «Бах и органисты парижских соборов»
Бах и органисты парижских соборов — за органом Наталья Михайлова. Орган — константа баховского творчества, которое оказало огромное влияние на всё последующее развитие мировой органной культуры, включая Францию. В его гигантском наследии для короля инструментов сосуществуют несколько жанров, от масштабных циклов прелюдий и фуг до «камерных» хоральных обработок.
Токката и фуга ре минор BWV 538, «дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718 годах, в период творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян Бах основательно изучал, сделав ряд органных транскрипций неистового венецианца.
В творчестве Баха хоральные обработки занимают особое место. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.
Практически все великие французские органисты-композиторы в разные времена служили в соборах Франции. Эта традиция продолжается и по сей день.
Сезар Франк — крупнейший французский композитор XIX столетия, глава французской романтической органной школы. Его творчество оказало колоссальное влияние на последующее поколение композиторов Франции. Органист-виртуоз, прославившийся своими импровизациями, Франк был глубоко религиозен и до конца дней прослужил в парижской церкви Сен-Клотильд. Там он стал первым исполнителем на только что построенном органе работы знаменитого мастера Аристида Кавайе-Колля. Органные сочинения композитора написаны в позднеромантическом стиле. Они стали своеобразной прелюдией к рождению масштабных органных опусов Шарля-Мари Видора, Луи Вьерна, Марселя Дюпре.
Лирическая Пастораль посвящена гениальному органостроителю Аристиду Кавайе-Коллю. Героическая пьеса по масштабам и языку высказывания отсылает нас к симфоническим сочинениям Франка. Андантино наполнено светлым лиризмом.
Родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор — выдающийся композитор рубежа XIX–XX столетий. Музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!
Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых написана для органа.
Бах и органисты парижских соборов — роскошная музыка для всех!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката ре минор («Дорийская») BWV 538/1
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш) BWV 683
Фуга ре минор («Дорийская») BWV 538/2
Сезар Франк (1822–1890) Пастораль ор. 19 из цикла «Шесть пьес для большого органа» Андантино соль минор FWV 25
Героическая пьеса FWV 37 из цикла «Три пьесы для большого органа»
Леон Боэльман (1862–1897) «Готическая сюита» op. 25:
Интродукция-хорал
Готический менуэт
Молитва Деве Марии
Токката
Шарль-Мари Видор (1844–1937) Адажио и Токката из Органной симфонии № 5 оp. 42 № 1
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Наталья Михайлова, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.