Органный концерт «Бах и органная Европа»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Бах и органная Европа — за органом Виталия Котова. Кружева Куперена и космос Баха, философские размышления Регера и Эскеша — безграничные возможности органа откроются в сочинениях великих композиторов Германии и Франции.
Франсуа Куперен — непревзойденный мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Богатство фантазии Великого Мастера воплотилось в его клавирных программных пьесах, имеющих самую разную направленность: портретную, пейзажную, жанровую. Важная часть наследия композитора – его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам великий Иоганн Себастьян Бах, представленный в концерте грандиозным циклом из Прелюдии и фуги ми минор и хоральной обработкой. Старший современник Баха Николаус Брунс — немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень короткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.
Творчество Баха привлекало и продолжает привлекать композиторов разных стран и эпох. В их числе и Макс Регер, творивший в разных стилях и создавший более двухсот шедевров для Короля инструментов. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен своим ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом Интродукция и пассакалья. Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Наряду с органной музыкой, прославленный органист и композитор Тьерри Эскеш создал десятки сочинений в самых разнообразных жанрах, включая симфоническую, камерную, вокальную музыку. Страстный поклонник кинематографа, музыкант импровизировал на органе и фортепиано во время показов немых фильмов «Призрак оперы» и «Метрополис».
Бах и органная Европа ждут вас!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Программа:
Франсуа Куперен (1668–1733) Offertoire; Tierce en taille; Grands Jours из Торжественной мессы
Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия соль мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель) BWV 659
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми минор BWV 548
Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия ре минор
Тьерри Эскеш (1965) 3 поэмы для органа:
Чистые воды, Маски, Стих надежды
Исполнитель:
Виталия Котова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут, без антракта.