Органный концерт «Бах и романтический орган»
«Бах и романтический орган» — лучшие сочинения самого органного в мире композитора и опусы немецких романтиков в исполнении Светланы Фурник.
В тщательно выстроенной драматургии концерта возведена арка, в основании которой — два топовых баховских опуса, написанных в тональности ре минор. Это «Дорийская» токката и фуга, получившая название за необычное написание без знаков у ключа, что в данной тональности образует дорийский лад, и самое известное сочинение Иоганна Себастьяна — Токката и фуга ре минор.
Бах и Вивальди — две ярчайшие звезды на небосводе Германии и Италии, взошедшие в блистательную эпоху барокко. Парадоксально, но оба этих гения были преданы забвению. Бах вернулся к нам в XIX столетии благодаря Мендельсону, а Вивальди лишь в XX. Кстати, многие сочинения рыжего аббата стали хорошо известны по гениальным транскрипциям Баха, который искренне восхищался творчеством своего итальянского современника, создавая чреду удивительных органных транскрипций его инструментальных концертов.
В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Сочетание строгости и проникновенного лиризма — визитная карточка Брамса. Композитор возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.
Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор шумановского поколения, творивший в самых разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса и заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха. «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», — говорил о Мендельсоне Шуман. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы.
Бах и романтический орган — подарите себе незабываемые эмоции!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор «Дорийская» BWV 538
Иоганнес Брамс (1833–1897) Хоральная прелюдия O Gott, du frommer Gott op. 122/7
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор BWV 593 (Переложение скрипичного концерта Вивальди)
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №6 ре минор ор. 65/6
Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639
Токката и фуга ре минор BWV 565
Исполнитель:
Светлана Фурник орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет