Органный концерт «Бах: лестница в небеса»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском.
Бах: лестница в небеса — вместе с великим лейпцигским кантором и неутомимой Марией Лобецкой вы совершите восхождение по семи ступенькам музыкального звукоряда от «до» до «си». Возможно, добравшимся до небес посчастливится увидеть там и небожителя музыкального Олимпа — бессмертного Иоганна Себастьяна Баха. Бах — гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все мыслимые жанры: протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическую монодию и многое другое.
Космичность баховской полифонии стирает границы пространства, увлекая в непознанные миры. Органные сочинения Баха — не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Хельмут Вальха, выдающийся органист, сказал: «Бах открывает двери в вечность. Слушая его, убеждаешься, что жизнь имеет смысл». Музыка немецкого гения созвучна любой эпохе и неизменно вызывает сильнейший отклик у любой публики.
В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов. В его необъятном наследии для короля инструментов объединено множество жанров. Это развернутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. В концерте прозвучат сочинения, созданные Бахом в разные периоды. Вечер завершит знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564, написанный Бахом в возрасте двадцати четырех лет и ставший своеобразным предисловием к его безграничному органному творчеству. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой.
Бах: лестница в небеса ждет!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 547
Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
Токката ми мажор BWV 566 Прелюдия и фуга фа мажор из цикла 8 маленьких прелюдий и фуг для органа BWV 556
Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541
Прелюдия и фуга ля мажор BWV 536
Фуга си минор на тему Корелли BWV 579
Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
Исполнитель:
Мария Лобецкая, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.