Органный концерт «Бах. Отражения»
Бах. Отражения — любимая публикой популярная органистка Мария Вяйзя, известная своими яркими и самобытными программами, приглашает в очередной раз погрузиться в феномен баховского космоса.
Гениальная музыка Иоганна Себастьяна Баха востребована и актуальна среди музыкантов и благодарной публики во все времена. Великое множество композиторов разных стран и эпох неизменно обращались и обращаются к его творчеству, не только используя прямое цитирование, но и прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам. Бах жил в неизменном в альянсе с органом, создав для него плеяду шедевров — от миниатюрных хоральных прелюдий до развернутых масштабных циклов. В репертуаре каждого органиста присутствие Баха — неизменно. Наибольшей популярностью у публики пользуются органные концерты, где звучит музыка Баха, причём иногда в самом неожиданном соседстве. В этот вечер Иоганн Себастьян встретится с неугомонным венецианским аббатом Антонио Вивальди, гениями французского романтического органа и непревзойденным фортепианным виртуозом, великим композитором-романтиком Ференцем Листом, который, кстати, превосходно владел органом и написал для него ряд знаковых сочинений. Наряду с оригинальными сочинениями Иоганна Себастьяна, прозвучат и многочисленные музыкальные «отражения».
Основательно изучив творчество Антонио Вивальди, Бах создал целую череду гениальных органных транскрипций его струнных концертов, которые прочно укоренились в репертуаре органистов, а публика нередко приписывает ряд этих шедевров именно Баху, а не Вивальди. Титан симфонического органа, родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор создал уникальный цикл Bach’s Memento, где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, написанные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями. Баховская Симфония из Кантаты №29 также известна в качестве Прелюдии из ми мажорной Партиты для скрипки соло, и это неудивительно — ведь Бах любил создавать не только транскрипции опусов полюбившихся ему композиторов, но… и своих собственных. На этот раз она прозвучит в органной версии выдающегося композитора и органиста Марселя Дюпре, органный дебют которого состоялся в возрасте восьми лет. За свою долгую жизнь он с головокружительным успехом гастролировал по многочисленным странам мира и дал две серии по десять концертов, включавших все органные сочинения Баха, которые исполнил наизусть. Изюминка вечера — Адажио из скрипичной сонаты Баха в органной версии Ференца Листа.
Финал концерта — один из ранних шедевров Баха — Пассакалия, в которой две отдельные темы сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место.
Бах. Отражения — загляните в звучащие зеркала!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Программа:
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт до мажор («Великий Могол») BWV 594: I – Recitativo. Adagio – Allegro
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга до минор BWV 537
Хоральная обработка Dies sind die heilgen Zehn Gebot (Вот десять заповедей Господних)
BWV 678
Шарль-Мари Видор (1844–1937) Из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха): Ария
Иоганн Себастьян Бах – Георг Фьелрад (*1954) Хорал Jesu bleibet meine Freude (Иисус – моя радость) из Кантаты N147 BWV 147
Сицилиана из Сонаты ми-бемоль мажор для флейты BWV 1031
Иоганн Себастьян Бах – Марсель Дюпре (1866–1971) Симфония из Кантаты N29 BWV 29
Wir danken dir, Got (Мы благодарим Тебя, Господи)
Иоганн Себастьян Бах – Шарль-Мари Видор (1844–1937) Bach’s Memento (Памяти Баха):
Финал из оратории «Страсти по Матфею»
Иоганн Себастьян Бах – Ференц Лист (1811–1886) Адажио из Сонаты N4 для скрипки
BWV 1017
Иоганн Себастьян Бах Пассакалия и фуга до минор BWV 582
Исполнитель:
Марина Вяйзя, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.