Органный концерт «Бах, соборы Франции и органная Россия»
Бах, соборы Франции и органная Россия — за органом неповторимая Эльнора Гросс. Альфа и омега мировой музыкальной истории Иоганн Себастьян Бах. Французские композиторы великой эры симфонического органа. Уникальное явление — органная музыка выдающихся русских композиторов.
В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор. В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям, Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов.
Во второй половине XIX века подъем французского органного искусства достиг своей вершины, благодаря появлению инструмента нового типа — симфонического органа. Рожденные гением мастера Аристида Кавайе-Коля инструменты были установлены в главных соборах Парижа, где служили величайшие органисты. Луи Лефебюр-Вели был титулярным органистом в легендарных парижских храмах и многие из органов Кавайе-Коля он оценил первым. Музыкант считался одним из лучших органистов-виртуозов своего времени, славился мастерством импровизации, что явно ощущается и в написанных им пьесах.
Наделенный редким исполнительским даром глава французской романтической школы Сезар Франк бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.
Известно ли вам, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Органное творчество Александра Глазунова неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами. Важнейшую драматургическую нагрузку несет пассакалия в опере Шостаковича «Катерина Измайлова», которая звучит в самый напряженный момент действия.
Бах, соборы Франции и органная Россия — лучшие органные сочинения для вас!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Синфония из кантаты Wir danken dir Gott, wir danken dir BWV 29 (Мы благодарим тебя, Господи)
Фантазия и фуга соль минор BWV 542
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт BWV 593:
I. – II. Adagio – III. Allegro
Хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland BWV 660
Дмитрий Шостакович (1906–1975) Пассакалия для органа из оперы «Катерина Измайлова»
Александр Глазунов (1865–1936) Прелюдия и фуга ре минор ор. 98
Луи Вьерн (1870–1937) Intermezzo из Симфонии для органа No. 3
Сезар Франк (1822–1890) Andantino соль минор FWV 25
Луи Лефебюр-Вели (1817–1869) Sortie
Исполнитель:
Эльнора Гросс, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.