Органный концерт «Блаженство созерцания»: Бах, Пирой, Франк, Брамс
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
	 В концерте московской органистки Виктории Гамазовой пересекаются Германия и Франция, барокко и романтизм, блаженство созерцания и динамика действия. Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Далеко не все эти шедевры вошли в пять сборников, сформированных самим Бахом. Номера, заявленные в концерте, взяты из знаменитой «Органной мессы», которая состоит из начальной прелюдии и конечной фуги (вход и выход духовенства во время лютеранского богослужения), и ряд хоралов, в которых изложено осмысление Катехизиса лютеранской церкви.  Так, один из хитов органного репертуара Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор не составляют единого двухчастного цикла, а служат началом и заключением Органной мессы, изданной как третья часть «Клавирного упражнения». Оба сочинения символизируют Святую Троицу: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов, выбор тональности с тремя ключевыми знаками. А вот великий романтик Иоганнес Брамс, прощаясь с земной жизнь, создал опус 122, изданный посмертно, куда вошли 11 хоральных прелюдий – жанр, начисто забытый в бурную эпоху романтизма.  
	 Сюрприз концерта – Шарль Пирой,  –  французский  органист и композитор.  Его учителями были Жан-Батист Люлли и Мишель Ламбер, он служил  органистом якобинской церкви в Париже  на улице Сен-Жак, затем – в Сент-Оноре. Как композитор Пирой явно пользовался спросом: в предисловии к сборнику Pièces choisies издатель отметил его исключительно высокую репутацию и неизменные овации при исполнении созданных опусов. Органное наследие композитора достаточно обширно, а большинство пьес носят программный характер и соответствующие названия: La Béatitude (Блаженство), La Paix (Мир), L'Allégresse (Радость) и т. д. 
	 Связь с Бахом безошибочно прослеживается и музыке Сезара Франка – великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Иоганном Себастьяном. Великолепное владение незаурядным композиторским мастерством проявилось в органных импровизациях Франка, жанре, забытом со времен великого Баха. Последний в своей жизни органный цикл «Три хорала для большого органа», стал символическим посланием мастера потомкам. 
	 Александр Гильман – выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки, в творчестве которого органные сонаты занимают особое место. Собственные сочинения композитора предназначены преимущественно для органа, основная их часть собрана в 18 сборниках под названием «Пьесы в различных стилях». 
	 Хотите за один вечер побывать в двух самых органных странах – Германии и Франции, ощутить блаженство созерцания и слияние со Вселенной? Ждем вас! 
	 Программа: 
	 Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия ми бемоль мажор BWV 552/I 
	 Хоральные прелюдии: 
	 Dies sind die heil'gen zehn Gebot BWV 678 
	 Vater unser im Himmelreich BWV 682 
	 Vater unser im Himmelreich BWV 683 
	 Фуга ми бемоль мажор BWV 552/II 
	 Шарль Пирой (c. 1668-1672 – c. 1730) La Béatitude (Блаженство) 
	 Сезар Франк (1822-1890) Хорал №3 ля минор FWV 40 
	 Александр Гильман (1837-1911) Elevation (Вознесение) 
	 Иоганнес Брамс (1833-1897) Хоральная прелюдия  №4 Herzlich tut mich erfreuen  op. 122, Иоганн Себастьян Бах  Токката и фуга ре минор BWV 565 
	 Исполнитель: 
	 Виктория Гамазова, орган 
	 Москва 
	 Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию. 
	 Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.