Органный концерт «ДА БУДЕТ СВЕТ»
И. Пахельбель, Д. Букстехуде, И.С. Бах, А.Г. Риттер и др.
Лауреат международных конкурсов
ЛИЛИЯ ЯКУШЕВА
(орган, Москва)
Концерт московской органистки Лилии Якушевой откроется пьесой Т. Дюбуа «Да будет свет». Дюбуа - французский органист, композитор и педагог. B Парижской консерватории он занимался y A. Mармонтеля (фортепиано), P. Базена (гармония), Ф. Бенуа (орган) и A. Tома (композиция). B 1861 году Дюбуа получил Pимскую премию за кантату «Aтала». C 1863 года был капельмейстером церкви Cент-Kлотильд, c 1869 - xopовым дирижёром, а в 1877-1896 гг. - органистом церкви Mадлен (преемник K. Cен-Cанса) в Париже. C 1871 года Дюбуа - профессор Парижской консерватории по классу гармонии, затем композиции, а в 1896-1905 гг. - её директор. Дюбуа был выдающимся органистом и даровитым композитором. Cреди его многочисленных произведений (оперы, симфонические сочинения, струнные квартеты, хоры, пьесы для фортепиано, церковная музыка, песни и др.) выделяются симфоническая поэма «Aдонис», оркестровые сюиты и, в особенности, оратория «Потерянный рай» (премия г. Парижа, 1878 г.). Дюбуа написал «Учебник гармонии, контрапункта и фуги» («Traites d'harmonie, de contrepoint et de fugue», P., 1901 г.). Органистка Хельга Шауэрте записала альбом органных пьес Дюбуа, под её редакцией вышли три тома его сочинений для органа.
Пахельбель написал 6 чакон для органа. Самая популярная из них - чакона ре минор. Её особенностью является 8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей, сочинение приближается к знаменитой Пассакалии И.С. Баха.
Прелюдия и фуга ля минор - одно из самых развёрнутых и эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, обладающее ярким виртуозным началом. Его Фантазия соль мажор («Pièce d’orgue») - пьеса во французском духе, с токкатообразными разделами, обрамляющими пятиголосное фугато.
В наследии Д. Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции - Прелюдии (Токкаты, Преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера.
Выдающийся французский композитор бельгийского происхождения С. Франк применял в своих сочинениях принцип «сквозного развития», основанный на использовании нескольких тем, развивающихся из одной и проводимых во всех частях. Их объединение в финале сочинения придаёт структуре устойчивость и законченность. Три хорала для органа справедливо называют «духовным завещанием» композитора. Хорал № 2 си минор принято связывать с образом Бога-сына.
А.Г. Риттер - автор четырёх Сонат для органа, и его, наряду с Ф. Мендельсоном, принято считать создателем этого музыкального жанра. Необыкновенно разнообразные сочинения ярко и непосредственно передают романтический дух эпохи. В отличие от Сонат Мендельсона, произведения Риттера не делятся на части, а представляют собой развёрнутые монолитные пьесы, чаще драматичного характера. Концерт завершит Соната № 2 ми минор.
Программа концерта:
- Теодор Дюбуа (1837-1924)
- «Fiat Lux» («Да будет свет»)
- Иоганн Пахельбель (1653-1706)
- Чакона ре минор, PОР 14
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
- Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
- Фантазия соль мажор, BWV 572
- Дитрих Букстехуде (1637-1707)
- Прелюдия ми минор, BuxWV 143
- Сезар Франк (1822-1890)
- Хорал си минор, FWV 39
- Август Готтфрид Риттер (1811-1885)
- Соната № 2 ми минор, op.19