Органный концерт «DASS VATTER UNSER»
Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер и др
Лауреат международных конкурсов
АНДРЕЙ КОЛОМИЙЦЕВ
(орган, Санкт-Петербург)
В программе петербургского органиста Андрея Коломийцева - изысканные шедевры органной музыки от эпохи Возрождения до позднего барокко.
И.У. Штейгледер - немецкий композитор и органист первой трети XVII века. Вероятно, он был учителем И.Я. Фробергера. Из-за своей ранней смерти он не оказал большого влияния на развитие клавишной музыки в Европе, но оставил после себя два интересных сборника органных произведений. Первый из них - Ricercar tabulatura, опубликованный в Штутгарте в 1624 году. Он содержит 12 ричеркаров, в которых применяется широкий спектр композиционных техник и моделей. Tabulaturbuch («Книга табулатур») Штейгледера (Страсбург, 1627) включает в себя 40 вариаций на тему хорала М. Лютера «Отче наш на небесах». Органист может выбирать, какие вариации, сколько и в какой последовательности исполнять. Композитор использует различные виды полифонии, от простого двухголосия до двойного контрапункта. Здесь есть многосекционные фантазии и токкаты, каноны и др. В начале и конце концерта будут исполнены два сочинения из этого сборника.
И.Я. Фробергер был знаменит как непревзойдённый, искуснейший клавирист. Один из самых известных композиторов эпохи, он внёс большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. С начала XVIII века имя Фробергера стало синонимом контрапунктического мастерства. И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, В.А. Моцарт учились на его произведениях. Прозвучит Токката на Возношение Святых Даров, предназначенная для исполнения в церкви.
В программе концерта - три сочинения знаменитого нидерландского композитора рубежа XVI-XVII веков Я.П. Свелинка. Виртуоз клавирной импровизации, он получил прозвище «амстердамского Орфея». Слава Свелинка-педагога простиралась по всей Северной Европе и особенно велика была в Германии. Среди его учеников - основатели северонемецкой органной школы М. Преториус, С. Шейдт, Г. Шейдеманн. Творчество Свелинка - переходное от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Новые музыкальные тенденции просматриваются в сочинениях, написанных для органа и клавесина. В инструментальной музыке Свелинк больше всего работал в жанрах фантазии, вариаций, писал ричеркары, паваны, хоральные обработки.
А. ван ден Керкховен - фламандский органист и композитор XVII века. Он был придворным органистом и работал в Брюсселе в церкви св.Екатерины. Керкховен пользовался большим уважением у современников. На его творчество оказал значительное влияние фламандский клавирист времени раннего барокко Питер Корнет. Сохранился единственный сборник сочинений Керкховена для органа. Он содержит множество коротких и несколько более продолжительных пьес, которые свидетельствуют о его мастерстве владения контрапунктом.
В 1699 году И. Пахельбель опубликовал сборник «Hexachordum Apollinis» («Гексахорд Аполлона»), который считается шедевром. Он содержит шесть тем с вариациями в шести тональностях (отсюда метафорическое название «гексахорд»). Произведения можно исполнять как на клавесине, так и на органе. В программе концерта - Aria prima из этого сборника. Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующие искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается характерной для его письма ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения - рельефностью графики. Будет исполнена Чакона in d, творение зрелого мастера, отличающееся строгим тематическим и тональным единством. Её особенностью является 8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей сочинение приближается к знаменитой Пассакалии И.С. Баха.
Программа концерта:
Иоганн Ульрих Штейгледер (1593-1635)
Фантазия из книги табулатур «Dass Vatter unser» (1627 г.)
Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667)
Токката VI da Sonarsi alla Leuatione (Токката на Возношение Святых Даров),
FbWV 106
Ян Питерсон Свелинк (1562-1621)
Фантазия в манере эхо in d
Pavana lachrimae
Хроматическая фантазия
Абрахам ван ден Керкховен (ок.1618-1701)
Фантазия in c, W. 131
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Aria prima из сборника «Hexachordum Apollinis»
Чакона in d
Иоганн Ульрих Штейгледер
Токката из книги табулатур «Dass Vatter unser» (1627 г.)