Органный концерт «ГАРМОНИЧЕСКИЕ ВДОХНОВЕНИЯ»
И. Пахельбель, Г. Пёрселл, И.С. Бах, А. Вивальди, Дж.Б. Перголези
Лауреаты международных конкурсов
ЛАДА МОРОЗОВА (скрипка)
ДМИТРИЙ МАКСИМЕНКО (орган)
(Москва)
В программе московских музыкантов Лады Морозовой (скрипка) и Дмитрия Максименко (орган) - сочинения европейских композиторов XVII-XX веков.
Концерт откроет Прелюдия и фуга соль мажор из цикла «8 маленьких прелюдий и фуг» И.С. Баха. Пьесы написаны в Веймаре в 1710 году. Есть предположение, что их автором был ученик Баха - лютнист, органист и композитор И.Л. Кребс.
Г. Пёрселл - английский композитор, крупнейший представитель раннего английского барокко. Он писал практически во всех жанрах/формах современной ему музыки. Пёрселл - автор знаменитой оперы «Дидона и Эней», нескольких семи-опер, музыки к драматическим спектаклям, приветственных и траурных од, светских и духовных песен и др. Творчество Г. Пёрселла ознаменовало расцвет английской композиторской школы. В программе концерта его Чакона соль минор в версии для скрипки и органа.
Прозвучит Пастораль Баха в 4-х частях. Жанр пасторали связывают с темой Рождества, ведь именно пастухи возвестили мир о рождении Христа. Все части Пасторали контрастны по настроению. Мы слышим то танцевальные ритмы, то флейту пастуха, то пение птиц, то меланхолию осени. Двухголосная жизнеутверждающая 4-ая часть завершает цикл.
И. Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующих искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения - рельефностью графики. Будет исполнена Чакона фа минор.
Stabat Mater - средневековое церковное песнопение, первая часть которого рассказывает о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, вторая - о молитве грешника к Деве Марии. Прозвучат две арии: «Она увидела своё милое Дитя» из мотета Stabat mater Дж.Б. Перголези и «О, Матерь, источник любви» из кантаты Stabat mater А. Вивальди в версии для скрипки и органа. Также в программе Концерт Вивальди соль мажор в 3-х частях.
Л. Боттаццо - итальянский композитор, органист-виртуоз и педагог второй половины XIX - начала XX веков. Он принадлежал к «цецилианскому движению», выступавшему за возвращение церковной музыке канонического звучания и отказа от модных тенденций (подражания оркестру). Композитор писал, главным образом, камерную и церковную музыку. В программе концерта его Прелюдия-фугато, op.132а.
Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, известное как «Адажио Альбинони» - музыкальное произведение Ремо Джадзотто (впервые опубликовано в 1958 году). Джадзотто - итальянский композитор и музыковед. По его утверждению, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Т. Альбинони, найденном им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Так как пьеса, с точки зрения критики, стилистически отличается от произведений барокко вообще и Альбинони в частности, сочинение в целом является безусловной мистификацией Джадзотто.
Программа концерта:
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
- Маленькая прелюдия и фуга соль мажор, BWV 557
- Генри Пёрселл (1659-1695)
- Чакона соль минор, Z.730 (версия для скрипки и органа)
- Иоганн Себастьян Бах
- Пастораль фа мажор в 4-х частях, BWV 590
- Антонио Вивальди (1678-1741)
- Ария «Eja, Mater, fons amoris» («О, Матерь, источник любви»)
- из кантаты Stabat Mater для контральто, струнных и basso continuo, RV 621
- Концерт для скрипки, струнных и basso continuo соль мажор
- из цикла «Гармонические вдохновения», oр.3 № 3, RV 310:
- I. Allegro
- II. Largo
- III. Allegro
- Иоганн Пахельбель (1653-1706)
- Чакона фа минор, POP 16
- Джованни Баттиста Перголези (1710-1736)
- Ария «Vidit suum dulcem Natum» («Она увидела своё милое Дитя»)
- из мотета Stabat Mater для сопрано, альта, хора, струнных и continuo, P 77
- Луиджи Боттаццо (1845-1924)
- Прелюдия-фугато для органа, op.132a
- Ремо Джадзотто (1910-1998) (Томазо Альбинони (1671-1751))
- Адажио соль минор