Органный концерт «Грани времени: Букстехуде, Бах, Таривердиев»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Грани времени – концерт известного российского органиста Тимура Карданова, в котором встретятся Букстехуде и Бах, Мендельсон и Таривердиев.
Бах – планета, вокруг которой вращаются неисчислимые устремления музыкантов и композиторов всех времен. Букстехуде, один из культовых фигур северонемецкой органной школы, высоко ценил творчество Иоганна Себастьяна, который в свою очередь, испытал влияние своего выдающегося предшественника. Иоганн Па́хельбель — немецкий композитор и органист, вершина южнонемецкой органной музыки периода барокко.
Творчество Баха представлено в концерте в двух ипостасях. Это Прелюдия и фуга до минор – одна из Шести больших прелюдий и фуг, созданных композитором в Лейпциге, по своим масштабам и драматизму вызывающая ассоциации с гранзиозной звуковой фреской; и две хоральные обработки из Органной книжечки. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря, – объединены композитором в цикл, вошедший в историю под названием «Органная книжечка».
Органное творчество Мендельсона, вернувшего миру Баха из забвения, непосредственно связано с баховкой традицией. Совершив переворот в мире органной сонаты, Мендельсон также пополнил репертуар Короля инструментов циклами из прелюдий с фугами и отдельными пьесами, в числе которых редко исполняемая Пассакалия.
Связь с Бахом безошибочно прослеживается и музыке Сезара Франка — великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Бахом. Великолепное владение незаурядным композиторским мастерством проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен великого лейпцигского кантора. Лиричные и героические, камерные и масштабные опусы «Орфея из Сент-Клотильд» прочно вошли в золотой репертуар органа.
Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания. Это дань классической органной традиции, пронизанная аурой XX столетия. Органное путешествие во времени ждет вас!
Программа:
- Дитрих Букстехуде (1637-1707) Прелюдия, фуга и чакона до мажор BuxWV 137
- Иоганн Пахельбель (1653- 1706) Чакона фа минор
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Две хоральные прелюдии из сборника «Органная книжечка»: Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ (Я взываю к Тебе, Иисус Христос» BWV 639
- Liebster Jesu, wir sind hier (Милостивый Иисус здесь, среди нас) BWV 731
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546
- Сезар Франк (1822-1890) Андантино соль минор FWV 25
- Феликс Мендельсон Бартольди (1809-1847) Пассакалья до минор
- Олег Янченко (1939-2002) Медитация для органа
- Микаэл Таривердиев (1931-1996) Basso ostinato из концерта для органа N 2
Лауреат международных конкурсов
Тимур Карданов, орган
Кисловодск
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.