Органный концерт «Из года в год: от Баха до Пярта»
Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Из года в год: от Баха до Пярта — за органом харизматичная Эльнора Гросс. Жемчужины барокко и самобытный музыкальный язык наших дней.
Иоганн Себастьян Бах – вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Прелюдия и фуга до минор относится к лейпцигскому периоду творчества. В ней сконцентрированы основные черты творчества гения – масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Фантазия и фуга соль минор создана Бахом в 1721 году для участия в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Ио¬ганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламанд¬ской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фан¬тазией соль минор.
В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги.
Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Он был популярен в свое время так, как рок-звезды конца ХХ века. Гексахорд Аполлона — одно из самых известных и самых загадочных сочинений Иоганна Пахельбеля, представляющий шесть арий, к каждой из которых добавлены свои вариации.
Арво Пярт — гениальный эстонский композитор, почитаемый во всем мире. На протяжении долгой творческой жизни, мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм, серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику. Собственный стиль композитор определяет как tintinnabuli (колокольчики), подразумевая звучание небольших церковных колоколов с характерными призвуками. Сочинение Annum per annum, что в переводе значит «Из года в год», написано Арво Пяртом к 900-летию кафедрального собора в Шпaйере.
Из года в год: от Баха до Пярта. С органом через столетия.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Aria Sebaldina с 8-ю вариациями из Гексахорда Аполлона
Арво Пярт (1935*) Annum per annum
Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541
Иоганн Пахельбель Токката ми минор
Арво Пярт Mein weg
Иоганн Себастьян Бах Пассакалья до минор BWV 582
Исполнитель:
Эльнора Гросс, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.