Органный концерт «Органная Европа: от Баха до Уэсли».
Цикл концертов «Органные истории Старого города».
Органная Европа: от Баха до Уэсли — Германия, Франция, Австрия, Британия в течение одного вечера. Символической прелюдией к концерту станет звучание Пассакальи петербургского композитора Александра Кнайфеля, с которым мир простился минувшим летом.
Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все мыслимые жанры: протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическую монодию и многое другое. «Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, в отличие от Баха, никогда не покидавшего пределов Германии, истинного успеха достиг в туманном Альбионе.
Бытует версия, что, открыв для себя музыку Иоганна Себастьяна в достаточно зрелом возрасте, Вольфганг Амадей Моцарт под её влиянием претерпел значительную эволюцию стиля. Моцарт писал для механического органа, но мыслил в совсем других масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов.
Наверно, нет композитора, на чьем творчестве не отразилось бы влияние Баха. Феликс Мендельсон возродил в XIX столетии интерес к забытому творчеству Баха и продолжил в своих сочинениях следовать традиции баховской полифонии. Органные сонаты Мендельсона — новая эра в развитии органной романтической сонаты. У Мендельсона, как и у Баха, шесть сонат для органа. Количество частей варьируется от двух до четырех; в их основе – темы хоралов, фуги, фантазии.
Еще один австрийский гость вечера — Георг Альбрехтсбергер — композитор, органист, педагог и музыкальный теоретик, автор многочисленных церковных и светских сочинений. автор знаменитого учебника «Фундаментальное руководство по композиции».
Органная история Британии озвучена творчеством Сэмюэля Уэсли, композитора, органиста, дирижёра, представителя известной музыкальной династии. Сын гимнографа Чарльза Уэсли; внук Самуила Уэсли, поэта периода Стюартов, и племянник Джона Уэсли, основателя Методистской церкви, наш герой неожиданно обратился в католицизм. В рамках празднования своего обращения, Сэмюэл сочинил мессу и посвятил её папе Пию VI.
Органная Европа: от Баха до Уэсли — большое музыкальное приключение ждет вас!
Программа:
Александр Кнайфель (1943–2024) Пассакалья
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Три фуги из цикла «Шесть больших фуг»
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор KV 608
Сэмюэл Уэсли (1766–1837) Три пьесы из цикла «12 пьес для органа»
Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната си-бемоль мажор op. 65: Allegro con brio – Andante religioso – Allegro maestoso
Иоганн Георг Альбрехтсбергер (1736–1809) Три пьесы из цикла «8 маленьких прелюдий» Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
Исполнитель:
Юрий Семенов, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.