Органный концерт «Органная Германия: от Баха до Мендельсона»
Цикл концертов «Органные истории Старого города».
Органная Германия: от Баха до Мендельсона — полюбившаяся публике органистка нового поколения Аида Глухова предлагает совершить невероятное путешествие сквозь эпохи. Величие опусов Букстехуде, смешение различных европейских традиций в музыкальном языке Муффата, бескрайний космос Баха и переосмысление фундаментальных немецких традиций в творчестве великого романтика Мендельсона.
Дитрих Букстехуде — композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Именно там он организовал открытый фестиваль органной музыки. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.
Георг Муффат учился в Париже служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для короля инструментов Apparatus musico organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.
Необъятное органное наследие Иоганна Себастьяна Баха охватывает множество жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, созданный Мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.
Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Обработка протестантского хорала достигла вершины развития в творчестве Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.
Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через всё творчество великого романтика. Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Мендельсон прославился не только как композитор, дирижер, но и как блестящий органист-импровизатор. Именно из многочисленных импровизаций и отдельных пьес и родился цикл из Шести сонат, ставший центром органного творчества Мендельсона.
Неожиданный финал вечера — Пассакалья из оперы Шостаковича «Катерина Измайлова».
Органная Германия: прогулка через века.
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ми минор BuxWV 142
Георг Муффат (1653–1704) Токката Tertia из сборника Apparatus Musico Organisticus
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Komm, Heiliger Geist (Приди, Святой Дух) BWV 651
Трио-соната ре минор BWV 527
Токката и фуга фа мажор BWV 540
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната ля мажор op. 65 № 3
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975) Пассакалья из оперы «Катерина Измайлова»
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Аида Глухова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.