Органный концерт «Органные истории Германии»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском.
Органные истории Германии — замечательная петербургская органистка Марина Вяйзя приглашает в незабываемое музыкальное путешествие сквозь столетия. Германия прославилась несколькими поколениями великих композиторов, органистов-виртуозов, а также легендарными династиями органостроителей. Многие из них по сей день продолжают создавать уникальные инструменты, установленные в самых разных странах мира.
Эпоха барокко представлена масштабными опусами Дитриха Букстехуде и Иоганна Себастьяна Баха. Двери в богатый событиями музыкальный мир 19 столетия откроет творчество выдающегося романтика Феликса Мендельсона.
Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Именно там он организовал открытый светский фестиваль органной музыки. Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль Букстехуде отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично сочетается с идеально выстроенной полифонией. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.
Именно органное творчество сделало Баха известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и великий философ оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни.
В органном наследии мастера — развёрнутые двухчастные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты.
Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор шумановского поколения, творивший в самых разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса. Он заново открыл миру забытое в XIX веке творчество великого Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», — говорил о Мендельсоне Шуман.
Цикл из Шести сонат занимает главное место в органном мире Мендельсона. Музыкант прославился не только как композитор, дирижер, но и как блестящий органист-импровизатор. Именно из многочисленных импровизаций и отдельных пьес и родился цикл из Шести сонат, известный своей разножанровой эклектичностью. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Основа вариаций из первой части Шестой Сонаты — аутентичная мелодия «Отче наш», восходящая еще к XIV столетию.
Органные истории Германии —с органом через столетия!
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката фа мажор BuxWV 156
Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich (Отче наш) BuxWV 219
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга фа мажор BWV 540
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона ми минор BuxWV 169
Иоганн Себастьян Бах Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich BWV 682
Токката ми мажор BWV 566
Феликс Мендельсон (1809–1847) Andante ре мажор MWV W 6
Соната ре минор ор. 65 № 6: Choral – Andante sostenuto – Allegro molto – Fuga (sostenuto e legato) – Finale (Andante)
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Марина Вяйзя, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.