Органный концерт «Осенние медитации: от Баха до Таривердиева»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Осенние медитации: от Баха до Таривердиева — за органом Елизавета Кузнецова. Провожаем последние золотые блики октября под нескончаемый плеск океана Баха, мистические откровения Жигу, мощный шквал фантазий Риттера, непростые размышления Янченко, филигранную звукопись Таривердиева и жизнеутверждающее послание Франка.
Немецкая линия концерта — путь от барокко к романтизму. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разнообразных инструментальных составов. В творческом наследии мастера — развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба.
Франция представлена сочинениями Сезара Франка и Эжена Жигу. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической органной школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, незаурядный педагог писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Этот удивительный и светлый человек создавал божественную музыку, соединяя в ней землю и небеса: отмеченная высокой духовностью и безупречностью формы, она доходит до самого сердца, продолжая волновать и восхищать по сей день. Ученик Сен-Санса, органист церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем, Эжен Жигу писал исключительно музыку для органа, как религиозного, так и светского характера. Помимо исполнительской и композиторской деятельности, был прекрасным педагогом. В 1885 году он основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие.
Русские гости вечера — Микаэл Таривердиев и Олег Янченко. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы ощутим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Олег Янченко — блестящий исполнитель, талантливый композитор и импровизатор. В России и за рубежом музыканта называли органистом века.
Осенние медитации — незабываемая прогулка от Баха до Таривердиева.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
Трио-соната для органа №2 до минор BWV 526
Vivace
Олег Янченко (1939–2002) Медитация
Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната №2 ми минор op. 19
Rasch und entschlossen – Ruhige Bewegung – Lebhaft Rasch und Feurig – Ernst
Эжен Жигу (1844–1925) Prière en forme de prélude из цикла «Мистические поэмы для органа»
Toccata из цикла «10 пьес для большого органа»
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Прелюдия соль минор из цикла «Десять хоральных прелюдий» ор.103 Подражание старым мастерам
Сезар Франк (1822–1890) Финал op.21
Исполнитель:
Елизавета Кузнецова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.