Органный концерт «От Баха до Таривердиева»
Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
От Баха до Таривердиева — в программе лучшие органные сочинения композиторов Германии, Франции и России.
Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.
Творчество и личность Баха неизменно притягивало и продолжает притягивать многочисленных исполнителей, композиторов и публику. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» отсылает нас в блистательную эпоху барокко.
И — немного мистификаций. Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежащее перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино. А вот легендарная Ave Maria, долгое время приписываемая Джулио Каччини, создана ленинградским композитором и лютнистом Владимиром Вавиловым.
Франция представлена лучшими сочинениями органного репертуара. Эжен Жигу —ученик Сен-Санса, органист церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем, писал исключительно музыку для органа, как религиозного, так и светского характера. Помимо исполнительской и композиторской деятельности, был прекрасным педагогом. В 1885 году он основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых — для органа.
От Баха до Таривердиева — музыка понятная всем!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Ich ruf` zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639
Ремо Джадзотто (1910–1998) Адажио (приписывалось Альбинони)
Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
Хоральные прелюдии:
Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659
Dies sind die heil`gen zehn Gebot BWV 678
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Хоральная прелюдия № 2 до минор
Хоральная прелюдия № 8 соль-диез минор из цикла «10 хоральных прелюдий» ор. 103 (Подражание старым мастерам )
Эжен Жигу (1844–1925) Токката си минор
Молитва из цикла «Мистические поэмы для органа»
Владимир Вавилов (1929–1971) Ave Maria (приписывалась Джулио Каччини)
Олег Янченко (1939–2002) Медитация
Леон Боэльман (1862–1897) Токката из Готической сюиты ор. 25
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Елизавета Кузнецова, орган
Продолжительность концерта: 1 час 10 минут без антракта.