Органный концерт при свечах «Органная одиссея Германии»
Цикл концертов «Время органа»
Органная одиссея Германии – концерт при свечах любимой публикой петербургской органистки Елены Антипиной. Путешествие по самой органной стране мира из роскоши Барокко в океан Романтизма в сопровождении Баха и Вивальди, Мендельсона и Регера.
Творчество лейпцигского кантора представлено хоральными прелюдиями – истинными шедеврами этого жанра. В основе хоральных обработок — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным событиям церковного календаря. Подобная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи барокко, а расцвет жанра восторжествовал в творчестве Баха. Две вершины удивительной эпохи барокко — Бах и Вивальди. В их творчестве апогея достигли достижения немецкой и итальянской музыки, накопленные предшественниками. Они никогда не виделись, но находились в символическом диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неистового аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов, один которых заявлен в программе.
Органные сонаты Мендельсона, продолжающего в своих сочинениях опираться на традиции баховской полифонии, — новая эра в развитии органной романтической сонаты. Как и у Баха, их тоже шесть. Количество частей варьируется от двух до четырёх, это темы хоралов, фуги, фантазии. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В Третьей сонате использована знаменитая мелодия Мартина Лютера 1524 года «Из глубокой нужды взываю я к тебе».
Музыкальное наследие Макса Регера, позднего романтика и неоклассика в одном лице, насчитывает более 200 опусов для Короля инструментов. Фантазия и фуга ре минор, посвященная Рихарду Штраусу, продолжит немецкую линию концерта неслучайно. Отталкиваясь от принципа баховского барочного цикла органной фантазии и фуги, Регер создает на его основе масштабную фреску. Сочинение прозвучало через месяц после кончины композитора в исполнении Карла Штраубе, часто игравшего опусы мастера.
Органная одиссея Германии за один неповторимый вечер – 11 февраля.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542
- Хоральные прелюдии:
- Wenn wir in höchsten Nöthen sein BWV 641 (Когда мы в бедствии большом)
- Herr Gott, nun schleuss den Himmel auf BWV 617 (Господи Боже, разверзни небеса)
- Wachet auf, ruft uns die Stimme BWV 645 (Пробудись, зовет нас голос)
- Herr Gott, nun sei gepreiset BWV 601 (Восславлен будь, о Боже)
- Антонио Вивальди (1678–1741) - Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) ре минор BWV 596
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 3 ля-мажор op. 65
- Макс Регер (1873–1916) Фантазия и фуга ре минор ор. 135b
Елена Антипина, орган
Санкт-Петербург
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию. Вход на мероприятие осуществляется строго по QR-коду и паспорту.
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.