Органный концерт при свечах «Прелюдия северного Рождества»
Цикл концертов «Время органа»
Прелюдия северного Рождества. Радостное и волнительное ожидание одного из самых светлых праздников христианского календаря. В программе московской исполнительницы Маргариты Еськиной прозвучат сочинения на темы Адвента и Рождества, встретятся композиторы северогерманской школы, орган и клавесин.
Адвент в католической традиции – время ожидания, предшествующее Рождеству Христову. В основе жанра хоральной прелюдии – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря, в том числе, и к Адвенту. Одна из самых известных прелюдий этого периода «Приди, язычников Спаситель» прозвучит в концерте в разных вариантах. Это опусы великого Баха и его старшего современника Николауса Брунса. Органист, скрипач и композитор, один из самых ярких музыкантов своего времени, он прожил очень краткую жизнь, оставив хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Существует версия, по которой Брунс давал концерты, одновременно играя на скрипке и органе! Кроме того, Бах представлен одной из своих самых известных пьес, написанной во французском стиле. Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue) создана в период, когда он был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции. Все три части в равной степени могут быть истолкованы как свободные фантазии: одна из копий этого гениального опуса дошла до наших дней именно с таким заголовком. Еще один выдающийся представитель северогерманской органной школы – Георг Бем, который известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты, сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации. И, наконец, Ян Питерсзон Свелинк, гениальный нидерландский композитор, органист и педагог, живший на стыке эпох возрождения и барокко. Он первый органный композитор подобного масштаба, ставший основоположником северогерманской органной школы.
Прелюдия северного Рождества – ожидание чуда в прекрасной компании гениальных композиторов, органа и клавесина 17 декабря.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572 Pièce d'Orgue
- Николаус Брунс (1665–1697) Хоральная фантазия Nun komm der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель)
- Иоганн Себастьян Бах Две Хоральные прелюдии из 18 Больших хоралов Nun komm der Heiden Heiland BWV569 и BWV 661 (Приди, язычников Спаситель)
- Георг Бем (1661–1733) Хоральные вариации на тему Gelibet seist du Jesu Christ (Хвала тебе, Иисус Христос)
- Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Токката и Фантазия Puer nobis naschitur (Рождён нам Младенец)
Исполнитель:
Маргарита Еськина, орган, клавесин
Москва
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию. Вход на мероприятие осуществляется строго по QR-коду и паспорту.
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.