Органный концерт «Роскошная Франция»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском.
Роскошная Франция — за органом неповторимая Эльнора Гросс. Наивысшего расцвета во Франции король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров.
Луи Лефебюр-Вели служил титулярным органистом в легендарных парижских храмах, где были установлены инструменты работы его близкого друга, революционера органостроения Аристида Кавайе-Коля, многие из которых он оценил первым. Музыкант считался одним из лучших органистов-виртуозов своего времени, славился мастерством импровизации, что явно ощущается и в написанных им пьесах.
Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сен-Клотильд Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. В его творчестве удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Родоначальник жанра органной симфонии — Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX–XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!
Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет. Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.
Роскошная Франция — сочинения золотого органного репертуара.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Шарь-Мари Видор (1844–1937) Allegro и Adagio из Симфонии № 6 соль минор ор. 42 № 2
Луи Джеймс Лефебюр-Вели (1817–1869) Sortie ми-бемоль мажор
Марш до мажор
Концертное болеро
Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 2 си минор
Луи Вьерн (1870–1937) Лунный свет из сборника «24 фантастические пьесы»
Final из Симфонии № 1 ре минор op. 14
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Эльнора Гросс, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.