Органный концерт «Шедевры органной музыки»
И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, А. Вивальди, А. Марчелло, В.А. Моцарт
Лауреат международных конкурсов
НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
(орган, Санкт-Петербург)
В новогодней программе петербургской органистки Натальи Михайловой - шедевры органной музыки. Прозвучат сочинения композиторов эпохи барокко - И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди, А. Марчелло, а также гениального венского классика - В.А. Моцарта.
Дарование Генделя особенно ярко проявилось в операх и ораториях, написанных преимущественно на библейские и исторические сюжеты. Его хоровое письмо имеет героически-возвышенный стиль, музыка лишена напыщенности и манерности. Концерт начнётся с величественной, помпезной Увертюры к оратории «Самсон».
Прозвучат два виртуозных концерта: переложенные Бахом для органа оркестровые сочинения Вивальди и герцога Саксен-Веймарского. Каждый из них имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом.
Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр представляет собой совершенный с точки зрения техники и стиля образец барочной органной музыки. Известнейшая хоральная обработка «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос», звучащая в кинофильме «Солярис» А. Тарковского, будет исполнена на концерте.
Фантазия фа минор Моцарта - яркая виртуозная пьеса. Она написана для механических часов, или механического органа - самоиграющего музыкального инструмента, имитирующего оркестр. Переложение сочинения для большого органа требует совершенного владения им.
Оркестровые сюиты (или увертюры, как их называл сам Бах) относятся к популярнейшим произведениям симфонического репертуара. В них композитор следовал традициям старинной немецкой партиты XVII столетия, а также использовал богатый опыт французской инструментальной школы. В Сюитах проявился удивительный синтез народности и галантного светского стиля. Прозвучит Ария из Оркестровой сюиты № 3, а также известное Адажио из Концерта для гобоя с оркестром итальянского композитора Марчелло. Бах сделал его транскрипцию для клавира соло. Вечер завершит Токката и фуга ре минор. Произведение предположительно написано Бахом во время пребывания в Арнштадте между 1703-1707 гг. Особенностью цикла является непрерывность развития музыкального материала - без перерыва между токкатой и фугой. Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку. Не будет преувеличением назвать Токкату и фугу ре минор самым популярным произведением для органа.
Программа концерта:
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Увертюра к оратории «Самсон», HWV 57
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Концерт соль мажор
(обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского), BWV 592a:
Tempo giusto - Grave - Presto
Иоганн Себастьян Бах
Хоральная обработка «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ»
(«Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос»), BWV 639
из цикла «Органная книжечка»
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Фантазия фа минор (Adagio - Allegro), KV 594
Иоганн Себастьян Бах
Ария из Оркестровой сюиты № 3, BWV 1068
Антонио Вивальди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593:
Tempo giusto - Adagio - Allegro
Алессандро Марчелло (1669-1747) - Иоганн Себастьян Бах
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799, BWV 974/2
Иоганн Себастьян Бах
Токката и фуга ре минор, BWV 565