Органный концерт «Солнечное барокко Италии: орган и мандолина»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском.
Солнечное барокко Италии — замечательные петербургские музыканты приглашают насладиться неповторимым звучанием мандолины в ансамбле с органом, наполниться ласковым итальянским солнцем и яркими незабываемыми эмоциями.
Мандолина появилась в Италии в XVI веке, а первыми опусами, созданными для нее, стали обработки популярных танцев и песен. В следующем столетии голос мандолины все чаще стал звучать в оркестре, вписавшись в партитуры кантат, опер и ораторий.
Век XVIII — расцвет искусства игры на мандолине. Снискавшая необычайную популярность в соседних с Италией странах, она стала излюбленным инструментом в камерном музицировании. Особый успех мандолина приобрела в Париже, куда вслед за оперными певцами устремились и итальянские мандолинисты-виртуозы.
Пьетро Дени, обучавшийся Неаполе, обосновался в Париже. Известен также как блестящий педагог и автор методики обучения игре на мандолине без учителя.
О композиторе XVIII века Аддиего Гуэрре, представленного Сонатой соль мажор для мандолины и basso continuo, ничего не известно. Рукопись этой чудесной пьесы хранится в библиотеке консерватории имени Джузеппе Верди в Милане.
Невероятный каскад ритмов и гармоний подхватит и закружит публику в сочинениях короля стиля Антонио Вивальди –— неугомонного рыжего аббата, чье творчество пронизано солнечной энергетикой Италии, а также Алессандро Марчелло — автора легендарного гобойного концерта, адажио из которого прозвучит в гениальной органной транскрипции Иоганна Себастьяна Баха, как и популярный струнный концерт Вивальди.
Русский гость вечера — Дмитрий Бортнянский. Композитор пользовался при жизни огромной популярностью и был назван Орфеем реки Невы. Создатель уникального жанра хорового духовного концерта acapella в России написал более ста сочинений в этом жанре, а также многочисленные камерно-инструментальные и клавирные сочинения. Опираясь на европейскую традицию, он создал свой неповторимый стиль, оказав огромное воздействие на русскую музыкальную культуру.
Сюита в старинном стиле нашего выдающегося соотечественника Альфреда Шнитке — образец гениальной стилизации. Изначально мастер задумал создать музыку к кинофильмам Элема Климова: «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт». Лишь в семидесятые годы XX столетия Сюита стала многочастным концертным опусом в стиле барокко. Существует множество инструментальных вариантов Сюиты. За версией для скрипки и фортепиано последовали неожиданные варианты, например, для виоль д'амур, клавесина и ударных и т. д. Вторая часть сюиты стала основой одного из эпизодов Первой симфонии, а приемы старинной музыки прочно вошли в арсенал Шнитке, наряду с самыми дерзкими современными экспериментами.
Солнечное барокко Италии — завораживающее сочетание тембров и магия барокко!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ля минор BWV 593: Tempo giusto – Adagio – Allegro
Антонио Вивальди (1678–1741) Соната ре минор для мандолины и органа: Adagio – Allegro – Allegro – Presto
Алессандро Марчелло (1669–1747) Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799
Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ля минор, BWV 593
Маттео Каччини (1573–1640) Две пьесы для барочной мандолины соло: Aria di Venezia, Alemanda
Альфред Шнитке (1934–1998) Сюита в старинном стиле: Menuet – Fugue
Дмитрий Бортнянский (1751–1825) Концерт ре мажор для чембало с оркестром, переложение для органа Натальи Михайловой
Пьетро Дени (XVIII век) Каприс №1 для мандолины соло
Аддиего Гуэрра (XVIII век) Соната соль мажор для мандолины и бассо континуо:
Allegro – Largo – Allegro
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Екатерина Забайрачная, мандолина, барокмандолина
Наталья Михайлова, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.