Top.Mail.Ru
123test123
 Санкт-Петербург
+7 (812) 777 04 77
КонцертыТеатрыДетямФестивалиШоу
В календарь
01
июня
2022
19:30 Ср

Органный концерт «ТОККАТЫ БАХА»

Иоганн Себастьян Бах

6+
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 22. На карте

Мероприятие завершено

ЕЛЕНА РЯБКО
(орган, Курск)

Токката - это виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов, в XVI веке - и для лютни. Ранняя токката имела функцию вступления. По описанию М. Преториуса, это «прелюдия, которую органист импровизирует до того, как приступит к мотету или фуге». В творчестве К. Меруло утверждается токката, основанная на чередовании пассажных и имитационных разделов, близких ричеркару, что намечает будущий цикл Токкаты с фугой. Сходная форма - в токкатах Я.П. Свелинка, оригинальных по фактуре и представляющих ричеркарную имитационную технику, ставшую образцом для северонемецких композиторов XVII века - С. Шейдта, Г. Шейдемана, И.А. Рейнкена и др.

Значительную роль в истории токкаты сыграл Дж. Фрескобальди. Он применил в ней  новый, «эффектный» стиль, выработанный в современной ему вокальной музыке. Манера исполнения токкат Фрескобальди - подчеркнуто импровизационная, требующая темповых изменений соответственно характеру музыки. Композитор писал в предисловиях к собственным сочинениям: «играть, не соблюдая такта - так же, как исполняются мадригалы, - сообразно чувствам или смыслу слов». Фрескобальди оказал влияние на развитие токкаты в Италии, Австрии и южной Германии. В творчестве И. Фробергера, Г. Муффата и др. композиторов получила распространение токката, основанная на многократном сопоставлении прелюдийных и фугированных разделов, с большой фугой в конце. В токкатах Д. Букстехуде композиционные принципы, восходящие к токкатам Фрескобальди, сочетаются с полифоническими приёмами северонемецкой школы. Свойственные его токкатам ораторский пафос, драматизм, богатство фантазии, виртуозная фактура (сложная педальная техника) подготавливают некоторые стороны баховского органного стиля. Кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех её исторических тенденций явилось творчество И.С. Баха. Его токкаты отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Бах написал 8 клавирных и 5 органных токкат. Под воздействием Прелюдий и фуг складывается двухчастный цикл - Токката и фуга. В программе концерта курской органистки Елены Рябко - все 5 токкат Баха для органа.

Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги Баха преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимо с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра.
Строение Токкаты, Адажио и фуги до мажор близко трёхчастному концерту и напоминает об А. Вивальди, который в своём творчестве утвердил этот жанр. Токката также состоит из трёх разделов: в первых двух виртуозные партии рук и ног выступают по отдельности, соединяясь в третьем. Адажио - один из ярких примеров мелодического дара Баха. За ним следует динамичная фуга.

В заключение концерта - знаменитая Токката и фуга ре минор. Начиная с 1980-х годов, отдельные музыковеды оспаривают авторство Баха, считая некоторые элементы стиля нетипичными для его музыки. С другой стороны, один из наиболее авторитетных современных исследователей К. Вольф считает Токкату и фугу аутентичным баховским сочинением, созданным в ранний период творчества. Произведение предположительно написано Бахом во время пребывания в Арнштадте между 1703-1707 гг. Особенностью цикла является непрерывность развития музыкального материала - без перерыва между Токкатой и фугой. Форма состоит из трёх частей: Токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с Токкатой, образует тематическую арку. Не будет преувеличением назвать Токкату и фугу ре минор самым популярным произведением для органа.

Программа концерта:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
  • Токката и фуга ми мажор, BWV 566
  • Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538
  • Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564
  • Токката и фуга фа мажор, BWV 540 
  • Токката и фуга ре минор, BVW 565

Мероприятие завершено

Популярное сейчас

«ВРЕМЕНА ГОДА» ВИВАЛЬДИ И ШЕДЕВРЫ КЛАССИКИ. Концерт с экскурсией во дворце Великого князя.
29 июня
Дом ученых им. М. Горького
6+
Концерт с экскурсией «Под музыку Вивальди при свечах во дворце Великого князя Владимира».
31 мая
Дом ученых им. М. Горького
6+
Концерт во дворце “РОК-ХИТЫ НА ВИОЛОНЧЕЛЯХ. ATOMIC CELLOS”
24, 31 августа, 11 октября, 07 ноября, 14, 31 декабря, 02 января
Дом Журналиста
6+
ВОЛЫНКИ И БАРАБАНЫ. Концерт при свечах в клубе Douglas
28 июня, 23 августа
Douglas
6+
РОМАНТИЧЕСКИЙ ДЖАЗ ВО ДВОРЦЕ. При свечах
20 июля
Дом Архитектора (Особняк Половцова)
6+
Atomic Cellos мировые рок-хиты на виолончелях во дворце Белосельских-Белозерских
12 июля, 01 августа
Дворец Белосельских-Белозерских
6+
ОТ ВИВАЛЬДИ ДО РОК-ХИТОВ ПРИ СВЕЧАХ. Концерт в оранжерее
06, 20 июля
Оранжерея Таврического сада
6+
Романтический джаз в Оранжерее при свечах
18 июля
Оранжерея Таврического сада
6+
СИМФОНИЧЕСКИЕ РОК-ХИТЫ. В Оранжерее при свечах
25 июля
Оранжерея Таврического сада
6+
Мировые Рок-Хиты На Виолончелях. Atomic Cellos В Клубе Douglas
28 июня, 05, 19 июля, 09, 16, 23, 30 августа, 25 октября
Douglas
6+
ОТ ВИВАЛЬДИ ДО РОК-ХИТОВ. Концерт с экскурсией во дворце Великого князя
10 июля
Дом ученых им. М. Горького
6+
СИМФОНИЧЕСКИЕ РОК-ХИТЫ ВО ДВОРЦЕ. Экскурсия и концерт при свечах
17, 24 июля, 07, 14 августа
Дом ученых им. М. Горького
6+
«ВРЕМЕНА ГОДА» ВИВАЛЬДИ И ШЕДЕВРЫ КЛАССИКИ. Концерт с экскурсией во дворце Великого князя
02 августа
Дом ученых им. М. Горького
6+
«ВРЕМЕНА ГОДА» ВИВАЛЬДИ И ШЕДЕВРЫ КЛАССИКИ. Концерт с экскурсией во дворце Великого Князя
04, 11, 18, 25 июля, 15, 22 августа
Дом ученых им. М. Горького
6+
Концерт «Предчувствие Любви: Бах, Шопен, Лист, Чайковский»
03 мая
Зал Творческого объединения DavMusic
6+
БАЛЕТНЫЕ СЦЕНЫ ВО ДВОРЦЕ. Экскурсия и концерт
01, 29 августа
Дом ученых им. М. Горького
6+
МАГИЯ КЕЛЬТСКИХ ГОР. Концерт при Свечах
05, 19 июля, 25 октября
Douglas
6+
Романтический Джаз В Оранжерее При Свечах
03, 10, 22 августа
Оранжерея Таврического сада
6+
ФРЭНК СИНАТРА. Концерт при свечах в клубе Douglas
09, 30 августа
Douglas
6+