Органный концерт «Триумф барокко и Времена года»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском.
Триумф барокко и Времена года — погружение в одну из самых блистательных и ярких эпох, подарившей миру непревзойденные шедевры и их великих создателей.
Концерт откроет самое известное в мире органное сочинение — Токката и фуга ре минор великого Баха. Бахиану продолжит органная транскрипция легендарной арии из Третьей оркестровой сюиты и переложение скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского IV. Наследный герцог и талантливый композитор скончался в возрасте 18 лет, оставив 20 интересных и ярких сочинений.
Великолепные концерты для органа с оркестром были созданы Генделем для исполнения между частями его ораторий на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. После великого оперного бума, в 1730-е вкусы публики переменились, и композитор приступил к созданию ораторий на различные сюжеты. Для полного триумфа Гендель выступил в них в качестве солиста-виртуоза, играя с непревзойденным блеском. Он прилагал все силы, чтобы обеспечить ораториям успех, и именно поэтому в перерывах между частями начал выступать как солист. Так родились его знаменитые концерты для органа с оркестром.
В этот вечер прозвучит и топовое сочинение Иоганна Пахельбеля, самого известного и талантливого композитора южнонемецкой школы эпохи барокко. Канон ре мажор, написанный композитором к собственной свадьбе, еще при жизни его создателя пользовался большой популярностью, но, как это бывает, со временем, был забыт и обрёл второе рождение в ХХ веке.
Величайший скрипичный виртуоз, бесконечно плодовитый композитор, способный создать оперу в течение трех дней, Вивальди сочинил почти 100 опер, более 500 концертов и подарил человечеству бессмертный шедевр «Времена года» — самое популярное сочинение эпохи барокко. Цикл представляет собой первые четыре из двенадцати концертов, входящих в опус 8 под интригующим названием «Спор гармонии с изобретением». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии.
Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто. Он утверждал, что пьеса представляла собой реконструкцию фрагмента музыки Томазо Альбинони, найденного им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века — неоднократно использовалось в кино.
Романтический акцент вечера — великолепная Павана Габриэля Форе, выдающегося музыканта XIX столетия и классика XX века, представителя ускользнувшей эпохи романтизма и символизма. Необычайная красота мелодий и изысканность гармоний «французского Шумана» делают его музыку узнаваемой с первых тактов.
Завершение концерта — грандиозный финал из Третьей органной симфонии Луи Вьерна — гения французского симфонического органа, преемника традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве музыкант прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и даже квази «джазовые» созвучия. Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет!
Триумф барокко и Времена года — неповторимый блеск созвучий и золото петербургского листопада.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
Ария из оркестровой сюиты № 3 ре мажор BWV 1068 в переложении для органа
Концерт для органа соль мажор BWV 592 II Grave – III Presto (транскрипция скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского IV)
Георг Фридрих Гендель (1685–1768) Концерт для органа с оркестром фа мажор ор. 4 № 5 HWV 293 в переложении для органа соло: I. Larghetto. II. Allegro. III. Alla siciliana. IV. Presto
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Канон ре мажор в переложении для органа соло
Ремо Джадзотто (1910–1998) Адажио соль минор (приписывалось Томазо Альбинони)
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 3 фа мажор «Осень» из цикла «Времена года» RV 293 в переложении для органа: I. Allegro. II. Adagio molto. III. Allegro
Габриэль Форе (1845–1924) Павана в переложении для органа соло op. 50
Луи Вьерн (1870–1937) Финал из органной симфонии № 3 фа-диез минор ор. 28
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Елена Антипина, орган
Москва
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.