Органный концерт «Времена года и шедевры лейпцигского кантора»
Цикл концертов «Время органа»
Времена года и шедевры лейпцигского кантора — в концерте встретятся два гения европейского барокко, шедевры которых прозвучат в потрясающем ансамбле скрипки и органа.
«Времена года» харизматичного венецианца Антонио Вивальди — самое популярное сочинение эпохи барокко. Цикл представляет собой первые четыре из двенадцати концертов, входящих в опус 8 под интригующим названием «Спор гармонии с изобретением». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии. Сегодня для нас Вивальди – золотая классика, а для современников он был неутомимым новатором и экспериментатором. Кто так мастерски, как Вивальди, изображал птичье пение, летнюю грозу или залихватские пляски итальянских крестьян, при этом оставаясь философом, заключившим в 40-минутный цикл объемную картину жизни нашего мира и человека? В цикле из четырёх скрипичных концертов заключено множество смыслов: четыре времени года – четыре возраста жизни человека – четыре стороны света – четыре времени суток. А весь цикл «Времена года» – это путь Человека от юности, радости весеннего света к последним радостям зимы.
Иоганн Себастьян Бах – вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Именно необозримое органное творчество великого лейпцигского кантора сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Цикл «Дорийская» Токката и фуга написан во время пребывания Баха в Веймаре, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. Цикл получил такое название за необычное написание без знаков при ключе, создав в данной тональности аутентичный дорийский лад. В этом сочинении явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций солнечного венецианца. Бонус концерта — легендарный Мотет Ave verum, созданный Моцартом в последний год жизни, в органной версии Ференца Листа.
Времена года и шедевры лейпцигского кантора — музыка для ВСЕХ!
Программа:
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт «Осень» из цикла «Времена года» фа мажор op.8 (переложение для скрипки и органа): I. Allegro II. Adagio molto III. Allegro
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор «Дорийская» BWV 538/I
Антонио Вивальди Концерт «Зима» из цикла «Времена года» фа минор ор. 8 (переложение для скрипки и органа): I. Allegro non molto II. Largo III. Allegro
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Мотет Ave verum corpus (транскрипция для органа соло Ференца Листа)
Антонио Вивальди Концерт «Весна» из цикла «Времена года» ми мажор ор.8 (переложение для скрипки и органа): I. Allegro II. Largo III. Allegro
Иоганн Себастьян Бах Прелюдия ре мажор BWV 532/I
Антонио Вивальди Концерт «Лето» из цикла «Времена года» соль минор ор.8 (переложение для скрипки и органа): I. Allegro non molto II. Adagio III. Presto
Исполнители:
Вера Демченко, скрипка
Алла Морозова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.