Органный концерт «Времена года с Вивальди и Пьяццоллой»
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Времена года с Вивальди и Пьяццоллой — завораживающая программа Елизаветы Петровой и Алие Абдурашитовой. Переплетение изысков барокко со знойными ритмами Аргентины.
Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека. В цикле из четырёх скрипичных концертов множество смыслов: четыре времени года — четыре возраста жизни человека — четыре стороны света — четыре времени суток. А весь цикл «Времена года» — это путь человека от безмятежной юности и сияния весеннего света к последним радостям зимы и закату бытия.
Времена года Пьяццоллы — это четыре больших танго. Великий Астор назвал свой цикл Cuatro Estaciones Portenas, намекая словом «рorteno» на тех, кто обитает в тесноте узких улочек портовых кварталов Буэнос-Айреса, именно там — где родилось аргентинское танго. Гениальные звуковые зарисовки из жизни обитателей окраин: любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе – вот о чем знаменитые танго Пьяццоллы.
Органное творчество проходит через всю жизнь германского гения Иоганна Себастьяна Баха. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. Токката и фуга ре минор «Дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций неистового венецианца. Сонаты и партиты — шесть сочинений для скрипки соло, написанные в кётенский период, ярко и широко раскрывают возможности скрипки, объединяя разнообразные жанры: от монументальной фуги до деревенского танца. Сонаты и партиты поражают своей полифоничностью, столь трудно вообразимой на этом инструменте. Самое известное баховское сочинение для скрипки соло – легендарная Чакона.
Творчество Альфреда Шнитке хорошо известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Новаторские сочинения мастера, в начале воспринятые неоднозначно, заняли прочное место в мировой музыкальной культуре. Находясь в бесконечном творческом поиске, Шнитке выработал свой уникальный стиль. В его богатом наследии есть интереснейшее сочинение «Сюита в старинном стиле» — мастерская барочная стилизация. Жан Арист Ален – французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, он геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока. Русская тема концерта озвучена легендарными хитами Шостаковича и Свиридова.
Времена года с Вивальди и Пьяццоллой — путешествие по сезонам длиной в 200 лет.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор «Дорийская»
Чакона ре минор
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт «Весна» из цикла «Времена года» № 1 ор. 8 в 3-х частях (переложение для скрипки органа) из цикла «Времена года»
Астор Пьяццолла (1921–1992) Весна из цикла» Времена года в Буэнос-Айресе» (Las cuatro estaciones portenos)
Жан Ален (1911–1940) Висячие сады
Литании
Альфред Шнитке (1934–1998) Сюита в старинном стиле: Менуэт – Фуга – Пантомима
Георгий Свиридов (1915–1998) Романс
Дмитрий Шостакович (1906–1975) Вальс
Исполнители:
Елизавета Петрова, скрипка
Алие Абдурашитова орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.